В разговорах о перспективах легкового авторынка российские чиновники излучают оптимизм, но будущее грузового вызывает у них опасения. Вступление России в ВТО и связанное с ним резкое снижение пошлин на импорт грузовиков может «поставить крест» на отрасли, пишет газета
РБК daily.
По статистике минпромторга, грузовой авторынок в 2010 году вырастет почти вдвое, до примерно 73 тыс. штук. Подавляющая часть грузовиков выпускается в России (67 тыс. штук, на 66,5% больше показателя 2009 года). Если считать лёгкие коммерческие автомобили (LCV) вместе с грузовиками, статистика выглядят ещё лучше. Грузовой авторынок по итогам года должен увеличиться в 1,7 раза, до 205,23 тыс. машин, посчитал АСМ-Холдинг. Производство при этом должно вырасти в 1,6 раза, до 150 тыс. машин. На первый взгляд, на грузовой авторынок вернулись докризисные времена, когда он фактически ежегодно удваивался четыре года подряд. Однако темпы роста объясняются эффектом низкой базы после обвального падения на 80% в 2009 году. И этот эффект уже исчерпан. В 2011 году минпромторг прогнозируют незначительный рост грузового рынка – примерно на 3% к 2010 году. Ситуация с производством даже хуже. Производство грузовиков может вырасти в 2011 году на 5,4%, а LCV – на 4%.
В 2012 году ситуация может стать и вовсе критической. Как отмечает минпромторг, Россия согласовала не только резкое снижение пошлин на грузовики после присоединения к ВТО (ожидается в 2011 году), но и крайне короткий переходный период. Сейчас пошлины на грузовики составляют 25%, после вступления в ВТО в 2012 году они должны быть снижены до 15%, а в 2015 году уже до 10%. Производителям легковых машин куда легче: для них переходный период составит 7 лет и снижение пошлин будет более постепенным.
В стратегии развития российского автопрома до 2020 года прописан рост российского рынка грузовиков до 190 тыс., из них до 20 тыс. (около 10%) – иномарок. Российские производители должны обеспечить производство 260 тыс. грузовиков, из них 90 тыс. – на экспорт. Но выполнение такого сценария невозможно, если не сохранить размер пошлин до 2015 года, после которого снижать их требуется в 3 этапа 20 тыс. по 5% в 2015, 2017 и 2018 годах.
Вопрос обсуждался во время совещания по автопрому в Нижнем Новгороде, сообщил РБК daily источник в отрасли. «Но готового решения пока нет, – рассказал он. – Процесс вступления в ВТО уже согласован, и речь может идти только о других, нетарифных методах поддержки». В частности, на 2011 год решено продолжить программу стимулирования спроса на автомобили – на покупки машин, в том числе грузовиков, из федерального бюджета может быть потрачено до 10 млрд руб. Должен быть ускорен запуск программы утилизации грузовиков. Были предложения ограничить или запретить импорт б/у грузовиков, как в других странах БРИК. «Именно они со снижением пошлин станут главной головной болью, тогда как с новыми грузовиками российская техника будет представлена в разных ценовых сегментах», – пояснил источник РБК daily.