Бурный послекризисный рост российского авторынка настолько вдохновил его участников, что они объявили о двух крупнейших сделках: продаже контроля в АвтоВАЗе и ИжАвто альянсу Рено-Ниссан и создании СП Соллерса и Фиата. Однако вопрос огромной долговой нагрузки, накопленной в кризис предприятиями отрасли, остаётся нерешённым. На недавнем совещании по автопрому в Нижнем Новгороде президент АвтоВАЗа Игорь Комаров и владелец группы ГАЗ Олег Дерипаска заявили, что на решение долговых проблем отрасли наверняка потребуется новое госфинансирование, напомнил спецкор
Коммерсанта Дмитрий Беликов.
Несмотря на то, что о кризисе на рынке все давно говорят в прошедшем времени, в автомобильной отрасли остаётся нерешенная проблема – долг, накопленный до и во время кризиса. У АвтоВАЗа это долг перед государством, беспроцентный, но первые выплаты должны произойти уже летом. Группа Соллерс должна более $600 млн, группа ГАЗ – 40 млрд руб., а долги поставщиков АвтоВАЗа, по информации его президента Игоря Комарова, зачастую превышают их выручку. Конечно, обслуживание долгов пока не мешает операционной деятельности автозаводов во многом благодаря реструктуризации. Но заводы планируют партнёрство с иностранными автоконцернами, и им потребуется новое финансирование под инвестпрограммы. Соответственно обслуживание текущих долгов неизбежно будет давить на операционный денежный поток и сделает проблемным обслуживание будущих кредитов.
В качестве примера Дмитрий Беликов привёл ИжАвто. Перед его продажей АвтоВАЗу крупнейший кредитор ИжАвто Сбербанк отчасти списал его долги, отчасти погасил их с помощью федерального бюджета, чтобы выдать новый кредит в 7 млрд руб., уже на будущие инвестпроекты. Проблема долга поставщиков поднималась на совещании по автопрому в Нижнем Новгороде на прошлой неделе. И Игорь Комаров, и владелец группы ГАЗ Олег Дерипаска уже заявили, что на решение долговых проблем отрасли наверняка потребуется новое госфинансирование.