В ушедшем году производители корректировании цены на автомобили в РФ по-новому, констатировал сегодня, 12 января, в своём
блоге в Слоне гендиректор специализированного автомобильного портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив.
Раньше автокомпании корректировали цены не слишком заморачиваясь – просто увеличивали их в среднем пару раз в год, на 4-7% сразу на весь модельный ряд. В этом году корректировки стали более рыночными. Продавцы исходили из показателей каждой модели на рынке и более внимательно, чем раньше, следили за ценовой политикой конкурентов.
Кризис кончается, но восстановление пока коснулось лишь части моделей, считает Олег Дацкив. За этими моделями действительно стояли очереди. Дорожали модели Киа, Хендэ, Шкоды, Ленд Ровера… Тенденция к росту цен на российском авторынке просматривалась и более глобально в течение всего ушедшего года. Объяснение простое: нужно было компенсировать инфляцию и рост доллара и евро к рублю. При этом в позапрошлом году поднимать цены было невозможно: спроса и так почти не было. Теперь производителям приходится навёрстывать.
Несмотря на хороший спрос, упорно сдерживает цены только Рено. Но у концерна особая стратегическая задача: заполнить весь рынок и в конечном счёте увеличить свою долю. Тем не менее, компания – скорее исключение из общего правила.
На фоне иностранных партнёров странно выглядят цены АвтоВАЗа, отметил Олег Дацкив. «Здесь, как обычно, ситуация прелюбопытнейшая: хороший спрос, издержек, которые нужно компенсировать, много, а цены практически не росли. Как же так? Не стыкуется такое поведение автопроизводителя с законами рынка, – пишет эксперт. – Всё было логично в первой половине года, когда дилеры, пользуясь спросом на «жигули», пичкали их допоборудованием и продавали дороже. Во второй половине года что-то очевидно поменялось, раз цены замерли на текущем уровне. Возможно, успехи реабилитации ВАЗов несколько преувеличены, и без низких цен не продержаться?», предположил эксперт.
Особняком стоял и Мерседес. Он дал хорошие цены, отпустил российским дилерам много машин, и показатели продаж по итогам года оказались неплохими. «Но не стоит забывать, что всё это – результат их прежней медлительности. Ведь именно из-за неадекватности цен в кризис спрос на «мерседесы» падал сильнее всего», – пишет Олег Дацкив.
Остальные производители предпочитали в конце года держать цены на машины на текущем уровне, как осторожные японцы. Тойота в ушедшем году заказывала для России мало машин, ходовые модели заканчивались уже в конце лета, а об увеличении квот речи не шло. Казалось бы, Тойота могла поднять цены, даже формальное объяснение было – рост курса йены. Но цены остались на прежнем уровне. Похожая ситуация была у Фольксвагена и БМВ. Подорожал только Фольксваген Туарег: на рынок вышел автомобиль нового поколения. А Ниссан так в начале года поднял цены, что потом вынужден был снизить их. Исключение не сделали даже для достаточно востребованного в РФ Ниссана Кашкай.
Некоторые дилеры, торгующие премиальными брендами, рассказывали Олегу Дацкиву, что им оставляют залог, но не берут машину: «ты мне продашь то же самое в 15-х числах января но со скидкой 10-15%». Но стоит ли ждать чуда, спрашивает он. Моделей ушедшего года, которых отдают с уценкой чаще всего, у дилеров осталось совсем немного. Львиная доля автомобилей в 2010-м по-прежнему продавалась хуже, чем до кризиса. Большинство производителей и не имели особых ожиданий и соответственно не создавали затоваривания складов. В итоге традиционных распродаж и обычного ажиотажа в автосалонах перед Новым годом так и не было.
Определённые скидки на машины 2010 года в январе действительно будут, предсказывает Олег Дацкив. Но кризисного снижения цен ждать в любом случае не стоит, считает он. Снижать цены будут только производители, для которых будет в этом экономический смысл. Притом скидки вряд ли смогут обеспечить им ошеломляющий прирост спроса. Надо сделать «скидку» российскому авторынку – он ещё только начинает восстанавливаться. «И сколько бы ни говорили дилеры о том, как у них все хорошо и здорово, решающим фактором останется рост экономики, а он корректируется куда медленней, чем цены на автомобили», заключает эксперт.