Мазда может построить свой российский завод в Приморье, его мощность должна будет составить 30 тыс. автомобилей в год, сообщил
КоммерсантЪ. Проект мог бы исправить ситуацию с российскими продажами концерна, упавшими на растущем рынке на 19%. Впрочем, Мазда наверняка не сможет получить таможенные льготы, без которых смысл проекта не очевиден для экспертов.
О том, что Мазда может построить завод в России, заявил в начале декабря её президент Такаси Яманоути. Он пояснил, что рынки БРИК (четырёх быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая) для Мазды – один из приоритетов: на них к 2016 году планируется продавать шестую часть всех автомобилей концерна (порядка 300 тыс. машин из 1,7 млн). Президент Мазда особо отметил: сборка в России становится выгоднее импорта. По данным PricewaterhouseCoopers, в прошлом году локальная сборка иномарок в РФ превысила их импорт (605 тыс. против 600 тыс. машин). В числе лидеров продаж, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) – марки, имеющие в автосборку в РФ: Шевроле, Киа и Рено.
Делегация Мазды встретилась с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, сообщившим по итогам встречи о рассмотрении концерном возможности создания автосборки в регионе мощностью до 30 тыс. автомобилей в год. По словам господина Сергея Дарькина, Мазда может начать с нуля или использовать существующие здания и инфраструктуру. Регион готов оказать Мазде поддержку.
Ситуация с российскими продажами у Мазды сейчас неблагоприятная. В прошлом году, по сведениям АЕБ, она продала не более 25 тыс. машин, то есть меньше заявленного объёма завода в Приморье. Мазда оказалась одной из немногих иномарок, показавших падение на растущем рынке: 19% к росту рынка 30%. Как неоднократно сообщал Ъ, кризисный 2009 год был в целом крайне неудачен для японских брендов, продажи которых из-за повышения пошлин на иномарки и удорожания иены вплоть до 40 руб. в кризис обвалились на 70-80%. Однако снижение курса иены до 36-37 руб. в конце прошлого года удешевило
запчасти для иномарок Тойота, Ниссан и Мицубиси и стало для этих концернов выходом из кризиса. А Мазда, Хонда и Субару уронили продажи к падавшему рынку 2009 года. В Мазде это объясняют недопоставкой своих моделей в Россию.
Перспективы строительства завода Мазды в РФ неясны. Источники Ъ в минэкономики и минпромторге рассказали, что Мазда не запрашивала таможенных льгот на импорт компонентов по режиму промсборки (по которому работают в России практически все иностранные автозаводы). Кроме того, режим промсборки ужесточился (минимальный объём сборки увеличен с 25 тыс. до 300 тыс. в год), и Мазде, в год продающей в РФ не более 30 тыс. своих автомобилей, нет смысла создавать здесь такие крупные мощности. Не может предоставить Мазде таможенные послабления и Приморье, добавил представитель одного из автопроизводителей: ближайшая свободная ОЭЗ – на острове Русский, но она туристско-рекреационного типа, да никто и не будет строить автозавод на острове. Реализовать проект без таможенных льгот на ввоз автокомпонентов будет трудно: пошлина на ввоз одного кузова для «отвёрточной» сборки – €5 тыс., отметил представитель автопроизводителя.
Возможно, выходом для Мазды стало бы партнёрство с другим производителем, работающим на Дальнем Востоке, считает Иван Бончев (Ernst & Young): это дало бы необходимые объёмы, таможенные льготы и возможность перевозить машины в европейскую часть России по Транссибу (подобные перевозки субсидирует государство). Однако ни АвтоВАЗ, который также примерялся к созданию автосборки в Приморье, ни Соллерс, уже запустивший там сборку корейских Сан Йонгов, не обсуждали с Маздой совместный проект.