Источники на заводах и ряд аналитиков считает, что автозаводам придётся согласиться на рост цен за металл с высокой вероятностью, но некоторые эксперты думают, что вероятность этого не столь высока, сообщил сегодня, 31 января,
КоммерсантЪ. Есть признаки, что на очередном этапе «битвы гигантов» автопрома и металлургии государство встанет на сторону автозаводов.
«Битва за металл» началась в конце прошлого года. АвтоВАЗ, группа ГАЗ, КамАЗ и Соллерс сообщали тогда, что с 2011 года металлурги готовятся поднять для них цены в среднем на 40%. Несмотря на то что цены для АвтоВАЗа и Соллерса должны были подняться меньше (на 30 и 20%), они оспорили его в ФАС и минэкономики. Первое ведомство не нашло нарушений законодательства, однако второе анонсировал введение экспортных пошлин на сталь и руду.
Сейчас впервые в этой «битве» автозавод был вынужден остановиться из-за неё на каникулы. УАЗ отправляет сотрудников в двухнедельный отпуск в феврале вместо апреля, чтобы потратить это время на переговоры с Северсталью. Однако автозаводы уже столкнулись с риском остановки из-за аналогичного конфликта в мае прошлого года. Тогда Северсталь остановила поставки в критический для АвтоВАЗа момент, когда он только начал восстанавливать продажи после кризиса, и завод почти сразу затем согласился на 22%-ный рост цен. Но сейчас склонить автозаводы к принятию роста цен будет не так легко, считает аналитик ИК Атон Михаил Пак. Тогда они не получили поддержку российского правительства, хотя проблема вышла на уровень премьера Владимира Путина, сейчас намерение минэкономики ввести экспортные пошлины на сталь можно расценить как поддержку автопрома властью. Тем более что в текущем году заканчивается госпрограмма утилизации и автозаводы ждёт снижение продаж.
Источник Ъ на АвтоВАЗе считает, что автозаводам скорее всего придётся согласиться с ростом цен, сам АвтоВАЗ уже готов принять 30%-ное повышение, но пока только на февраль. Он не может останавливать производство, а Северсталь обеспечивает до 60% потребностей АвтоВАЗа в прокате. По сведениям агентства Рейтер, запасов металла у АвтоВАЗа хватит лишь до середины февраля. Зависимость УАЗа от Северстали ещё больше – порядка 70%, сообщили в Соллерсе. Готов ли УАЗ к компромиссу и, если да, какого рода, в компании не поясняют. Сама Северсталь не комментирует переговоры с автозаводами. Источник на комбинате уточнил только, что соглашение с АвтоВАЗом на февраль может быть заключено уже сегодня.
Ранее Северсталь заявляла, что автозаводы в состоянии принять требуемое повышение цен: удорожание металла на 20% приведёт к росту цен на машины только на 1%, ранее же комбинат просто дотировал автозаводы. Так, АвтоВАЗ покупал металл по $600 за 1 т в среднем при мировых ценах, давно переваливших за $700. Соллерс комментировал, что металлурги имеют право пересмотреть контракт при росте мировых цен свыше 20%, чего не происходило. По мнению главы аналитического управления UBS Алексея Морозова, АвтоВАЗу и Соллерсу придётся смириться с очередным ростом в любом случае почти наверняка: найти альтернативу поставкам Северстали они смогут вряд ли.