Сто Калин из 550, отправленных в Никарагуа, поделит между собой руководство сандинистского профсоюза для оказания президенту Ортеге помощи в избирательной кампании, в которой он собирается участвовать несмотря на прямой запрет Конституции страны, сообщил сегодня, 14 февраля, портал
BFM.ru.
«Сейчас наши двусторонние связи возвращаются в русло тех отношений, которые доминировали во времена Сандинистской революции, когда мы получали из России тысячи автомобилей Лада и КамАЗ», – сказал Даниэль Ортега на церемонии передачи 450 Лад для 87 кооперативов таксистов Манагуа, и поблагодарил правительство РФ за солидарность и экономическую помощь. Что именно он имел в виду, говоря о помощи и солидарности на современном этапе двусторонних отношений (при советской власти практически все поставки автомобилей, оборудования и оружия в Никарагуа были безвозмездными либо в кредит, почти полностью списанный при Ельцине), не уточняется, условия контракта на поставку Калин в Никарагуа не разглашаются. Никарагуанским таксистам пока не объявлена цена, по которой они должны будут выкупать российские машины у компании-импортёра. По оценке оппозиционной никарагуанской газеты La Prensa, стоимость первой партии машин могла составить $5 млн.
По данным никарагуанских СМИ, в Никарагуа было доставлено 550 Калин. Через 3 месяца после их прибытия в страну таксисты получили 450 из них. Куда подевались ещё 100, российские СМИ не пишут. La Prensa сообщила, что они будут распределены между руководством Национального фронта трудящихся (сандинистского профсоюза) для оказания помощи в проведении избирательной кампании.
Это очень интересный и деликатный момент, замечает Business FM. Президентские выборы в Никарагуа пройдут в ноябре. В нарушение никарагуанской Конституции (её 147-я статья запрещает главе государства переизбираться на второй срок подряд) в них примет участие действующий президент Даниэль Ортега. Он добился исключения для себя от Верховного суда Никарагуа, где доминируют его политические сторонники. Оппозиция настаивает, что Ортега нарушает закон, баллотируясь в президенты в третий раз (первый раз он возглавил Никарагуа после свержения диктатора Сомосы в 1979 году в составе революционного коллективного органа, затем в качестве президента). В этой ситуации российское правительство и АвтоВАЗ протягивают Ортеге руку помощи, и речь идёт не только о модернизации городского транспорта, но и о прямой поддержке правящей сандинистской партии в год выборов. Вероятно, именно это имел в виду растроганный Ортега, говоря на митинге 13 февраля о том, что «двусторонние связи возвращаются в русло тех отношений, которые доминировали во времена Сандинистской революции». В годы «холодной войны» СССР оказывал гигантскую экономическую и военную помощь не стране Никарагуа, а сандинистскому режиму, пишет Business FM. Через четверть века история повторяется.
У Ортеги были основания ожидать возобновления канала «солидарности». Он стал первым иностранным руководителем, сразу после российско-грузинской войны признавшим Южную Осетию и Абхазию (не дождавшись даже обсуждения вопроса в парламенте, чем также нарушил Конституцию: это полномочия законодательной, а не исполнительной власти Никарагуа). Его пример не вызвал подражания в мире, и к настоящему моменту Цхинвали и Сухуми признали, помимо Никарагуа (и России) лишь Венесуэла и тихоокеанский остров Науру.
В декабре 2008 года Ортега прибыл в Москву пожинать плоды, но ему не повезло: несмотря на дружеские объятия и улыбки, России в разгар кризиса было особенно нечего предложить старому новому другу, кроме уверений во взаимной дружбе. Западные источники сообщали, что Никарагуа получит кредит на $2 млрд, но, по-видимому, этого не случилось.
В качестве символического жеста российское правительство направило в Никарагуа в подарок 130 автобусов. История долго не сходила со страниц никарагуанской оппозиционной печати, уверявшей, что 80% из них сломались в первые недели. Представитель группы ГАЗ тогда опроверг эти утверждения в письме в BFM.ru, но несомненно, что автобусы готовили к отправке в такой спешке, что даже не учли действующие в Никарагуа правила. По ним выхлопная труба должна быть выведена вверх, а не находиться внизу капота, как в РФ. Таким образом никарагуанцы заботятся о состоянии лёгких жителей города.
Насколько в Калинах для Никарагуа учтены её тропические условия, ещё предстоит узнать. Однако уже можно не согласиться с утверждением Ортеги, что в 80-е годы советские Лады снискали любовь его соотечественников. Автор статьи, Михаил Бакланов, в те годы работавший корреспондентом в Никарагуа (и ездивший на «шестёрке»), свидетельствует: «хуже машины в разоренной гражданской войной Никарагуа тогда не существовало». Единственной организацией, у которой получалось более или менее нормально обслуживать Лады, было местное МВД, на балансе которого и состояла их значительная часть. В частных мастерских Лады «безжалостно гробили». «Помню, как в аккумулятор вместо специальной жидкости мастер залил мне дождевой воды, зачерпнув её из лужи половинкой кокоса. Едва ли за прошедшие годы нравы никарагуанских механиков сильно изменились. Это означает, что уже скоро ржавые Калины на разбитых дорогах Манагуа будут не лучшей рекламой страны-производителя», – прогнозирует Михаил Бакланов.
Даниэль Ортега обещал, что вслед за первой партией Калин в Манагуа в будущем году поступит ещё тысяча, а в добавление к сотне российских автобусов, выдержавших испытания никарагуанскими дорогами – ещё 200.
По данным, российских СМИ, в Манагуа работает 12 тысяч такси (согласно La Prensa, 11 тысяч). Это скандальная статистика: даже Москва не располагает малой долей такого количества такси, отметил Михаил Бакланов. «Вследствие чего новый мэр российской столицы объявляет войну «бомбилам» (они, как известно, всем машинам предпочитают «Жигули») и обещает создать в будущем цивилизованную систему городских такси. Пока что Москва является единственным европейским городом без стоянок такси, – констатирует журналист. – Так что, возможно, Даниэль Ортега, объявивший о возвращении старых добрых времён, когда Советский Союз, отказывая себе во многом, направлял в Никарагуа солидарную помощь, не так уж и ошибся».