Потенциально предложение Ростехнологий правительству Белоруссии продать МАЗ за миноритарный пакет акций КамАЗа выглядит интересно с точки зрения синергии, которая может быть достигнута после объединения. В принципе выиграть от объединения могут обе компании, хотя пока здесь больше вопросов, чем ответов, считает аналитик
Инвесткафе Максим Лобада. По его мнению, оценка $2,5 млрд за весь МАЗ выглядит завышенной и, скорее всего, для Белоруссии является уровнем, с которого начнутся торги вниз.
Россия – это 80% рынка сбыта МАЗа (прочие 20% – в других странах СНГ). КамАЗу он интересен возможностью увеличить выпуск компонентов: двигателей, коробок, мостов.
Продажа Белоруссией МАЗа обсуждалась ещё до кризиса, смешавшего все карты. Тогда кроме КамАЗа, группы ГАЗ и упомянутых, но не названных главой Ростехнологий Сергеем Чемезовым китайских автопроизводителей на МАЗ претендовали итальянская Ивеко вместе с инвесторами из Венесуэлы. Пережив кризис, заинтересованные в сделке стороны вернулись к переговорам.
Текущая капитализация КамАЗа по рыночной стоимости – $2 млрд. В прошлом году он увеличил производство на 42% к позапрошлому и продал более 32 тыс. грузовиков. МАЗ за этот период продал 19 тыс. грузовиков. Без проведения тщательной оценки говорить о его справедливой стоимости рано, считает Максим Лобада. Она должна стать следующим российской стороны. Даже по предварительным данным, $2,5 млрд выглядят завышенной в несколько раз ценой.
Учитывая рост объёмов строительства и рынка грузовой автотехники, спрос на строительную и специальную технику будет расти. Даже при технологическом отставании МАЗов и КамАЗов от западных конкурентов типа Вольво, Скании и Ивеко в среднесрочной перспективе спрос на них будет расти. Для МАЗа это шанс воспользоваться конъюнктурой и, возможно, увеличить экспорт не только в Россию.
Однако процесс подобного объединения не обычно бывает не быстрым, переговоры по параметрам сделки, скорее всего, затянутся на месяцы, если не на кварталы. Не стоит сбрасывать со счетов и политические риски: отношения между Россией и Белоруссией в последнее время – не самые лучшие. В то же время потенциально выгодная сделка не может не интересовать Минск: МАЗ – в худшем положении, чем российский конкурент.