В ответ на предложение Ростехнологий отдать МАЗ за миноритарную долю в КамАЗе Белоруссия выдвинула контрпредложение: создать на равноправных условиях холдинг Росбелавто, в который войдут активы МАЗа и КамАЗа, сообщила
Газета.Ru. Отдать весь МАЗ КамАЗу Белоруссия отказалась.
О том, что РФ и Белоруссия могут создать холдинговую компанию Росбелавто, объединив в ней активы МАЗа и КамАЗа, заявил 16 февраля вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, сообщило белорусское агентство Белта. Он назвал проект полезным для российского и белорусского автопрома. Росбелавто может противостоять внешнему давлению и укрепить кооперацию.
Предложение белорусской стороны серьёзно отличаются от предложения Ростехнологий, озвученного их гендиректором Сергеем Чемезовым. Белорусский вице-премьер предложил создать автохолдинг на паритетных условиях (Чемезов предлагал обмен 100% акций МАЗа на миноритарную долю в КамАЗе).
«Это будет не продажа акций МАЗа, а передача определённого пакета акций на паритетных условиях», уточнил Владимир Семашко.
Для оценки российских и белорусских компаний, которые могут войти в холдинг, предложено привлечь независимую международную компанию. С белорусской стороны в него, кроме МАЗа, могут войти Борисовский заводы автотракторного электрооборудования (БАТЭ), Белшина, Минский моторный и «Гидроусилитель», а с российской – Ярославский и Тутаевский моторные заводы. Также планируется создать единую сбытовую и сервисную сеть.
Белорусский вице-премьер отметил необходимость сохранения баланса акций компаний. Белоруссия намерена сохранить контроль над МАЗом. «Например, Белоруссия в холдинг передаст акции на сумму $1 млрд, и российская сторона должна будет передать столько же, чтобы не нарушился баланс, – пояснил чиновник. – Мы отдадим, например, 49% акций МАЗа – больше отдавать мы не будем, столько же должна передать российская сторона, а акциями остальных предприятий будет дополняться этот условный миллиард».
Чемезов направил белорусскому правительству предложение объединить МАЗ и КамАЗ в одну компанию и обменять 100% акций МАЗа на миноритарную долю в КамАЗе после небольшой допэмиссии. Сейчас Ростехнологии владеют 49,9% КамАЗа, около 27% принадлежат инвесткомпании Тройка Диалог, 11% Даймлеру и 4% Европейскому банку реконструкции и развития (также в интересах Даймлера). МАЗ на 100% принадлежит белорусскому государству.
«Наиболее вероятно, что белорусская сторона оставит за собой рычаги контроля над МАЗом. Вместе с тем в новый автомобильный холдинг мог бы войти и БелАЗ», — полагает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что объединения автопроизводителей для уменьшения затрат на инженерные разработки часто встречаются в мировом автопроме. «Это мировая тенденция, когда производители объединяются, чтобы минимизировать затраты на разработку. Это может быть общий двигатель, общая трансмиссия. В этой синергии всегда можно более эффективно работать, получать больше прибыли», — говорит эксперт.