18.02.2011
В конфликте АвтоВАЗа и Северстали победил НЛМК
Конфликт АвтоВАЗа и Северстали из-за цены на сталь оказался на руку НЛМК. Год назад он прекратил сотрудничество с автозаводом, теперь станет его крупнейшим поставщиком.
Северсталь поставляла АвтоВАЗу 60% стального проката, но они с прошлого года не могут сойтись в цене металла к обоюдному согласию. президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров объявил о завершении конфликта: Северсталь сократит поставки вчетверо, они будут касаться лишь монопольных позиций, её цены вырастут на 12%. В течение нескольких дней АвтоВАЗ заключит договоры с поставщиками, предложившими «существенно лучшие» условия. Игорь Комаров не сообщил, кто согласился поставлять прокат по демпинговым относительно Северстали ценам и отказался назвать условия соглашений.
Формально переговоры не завершены, сообщил представитель Северстали. Стороны прорабатывают вариант соглашения, по которому она оставит за собой только позиции с высокой добавленной стоимостью, но среди них нет ни одной монопольной, уверил он.
Как пояснил близкий к Северстали источник, основным пунктом разногласий была базовая цена автолиста на 2011 год: её формула привязана сразу к нескольким индексам. При этом АвтоВАЗ покупал сталь на 30% дешевле конкурентов, и для Северстали поставки были убыточны. Поэтому она настаивала на увеличении базовой цены проката на 30%.
АвтоВАЗ такой рост не устраивал категорически. Уже весной согласно формуле цены, заложенной в контракте с Северсталью, прокат подорожал бы ещё примерно на 12-13% вслед за мировыми ценами на сталь, отметил Игорь Комаро.
Автолист производят в России 3 компании: Северсталь, ММК и НЛМК, напомнил аналитик Автолист производят Уралсиба Дмитрий Смолин. 40% листа поставляет АвтоВАЗу ММК, но сейчас он не может увеличить поставки: мощности загружены на 100%, сказал его представитель. Дополнительные мощности появятся с началом работы нового стана, первая очередь которого будет введена в июле.
АвтоВАЗ договаривается о поставках стали с НЛМК, сообщили Ведомостям два близкие к обеим компаниям источника. Изначально комбинат предлагал особые условия, например, предоплату, но сейчас не настаивает на них, уточнил один источник. Таким образом, НЛМК может получить 45% поставок АвтоВАЗу.
НЛМК поставлял АвтоВАЗу прокат до кризиса, однако осенью 2008 года тот стал копить долги, в результате в 2009 году компании разорвали отношения. В декабре 2010 года представитель НЛМК говорил, что компания периодически поставляет АвтоВАЗу продукцию и заинтересована в новых клиентах.
НЛМК во время кризиса разорвал длинные контракты не только с АвтоВАЗом, но и с другими автозаводами и поставлял им металл по спотовым ценам, уточнил Дмитрий Смолин. Большая доля продукции компании идёт на экспорт, ей интересно расширение продаж на российском рынке: внутренние цены выше. Притом НЛМК – одна из самых эффективных сталелитейных компаний в мире, поэтому в отличие от Северстали может несколько снизить цену без заметного ущерба для рентабельности.