22.02.2011
Владимир Путин спас автопром, вот только не российский
Отечественный автопром прошёл кризис, но потерял шансы на выживание, – считает автожурналист Газеты.Ru, старший корреспондент Slon.ru Елена Ходякова. Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что российский автопром выдержал испытание и теперь пойдёт в рост. Это так, но сборка легковых иномарок в РФ впервые за всю историю российского автопрома превысила выпуск отечественных автомобилей.
С формальной точки зрения он прав, соглашается Елена Ходякова. Автопроизводители действительно наращивают показатели. После провального 2009 года это вполне ожидаемо: падение тогда было двукратным. По данным АСМ-Холдинга, в прошлом году рынок легковых машин в РФ практически вернулся к докризисным показателям: 1 млн 202 тыс. 411 легковушки, из них 581262 «Жигулей» и 621149 иномарок.
Однако сборка легковых иномарок на территории РФ впервые за всю историю российского автопрома превысила выпуск отечественных автомобилей. Ещё 5 лет назад, в 2005-м, доля иномарок в общем объёме автопроизводства в РФ составляла всего 15%. Причём очевидно, что сборка иномарок будет расти. А вот о спасении «российского» автопрома говорить не приходится.
АвтоВАЗ и обанкротившийся ИжАвто в самое ближайшее время превратятся в площадку сборки моделей Рено и Ниссана. Сборка 30 тыс. Шевроле Авео и 25 тыс. Мерседесов Спринтеров на ГАЗе, масштабное СП его же и Фольксвагена, рассчитанное на ежегодную сборку 300 тыс. машин, фактически знаменует собой полный переход к сборке на традиционных российских предприятиях иномарок. Так что автопром России, может, и пережил кризис, но шансов на спасение у него не осталось. Глядишь, ещё через 5 лет доля по-настоящему российских машин может составить те же 15%.