24.02.2011
Порядка 70% конечной цены бензина берёт себе государство
Сезонный спрос не влияет на цены автомобильного топлива, их задают крупные компании. Они не подчиняются законам рынка, изменения цен здесь абсолютно непредсказуемы. Чем выше цена на топливо, тем больше получает государство (порядка 70% от конечной цены), которое абсолютно не думает о конечном потребителе, – рассказал сегодня, 24 февраля, в интервью АвтоСреде владелец заправки в Тольятти, занимающийся своим бизнесом 18 лет.
В начале года цены на бензин и дизтопливо почти во всех регионах РФ выросли и даже достигли исторического максимума, – напоминает АвтоСреда. – Эксперты считают, что это не предел и весной цена горючего может достигнуть 30 руб. за литр. Издание выяснило, что происходит с ценами на бензин, побеседовав с одним из владельцев заправочных станций Тольятти, пожелавшим остаться неизвестным.
«Кто же задирает цены на бензин? Россия - крупнейший экспортер нефти, а цена на топливо у нас выше, чем в остальных странах. Почему?», – поинтересовалось издание.
Цена на бензин в РФ сейчас выше, чем в Америке, из-за налогов, которые определяются государством, пояснил владелец АЗС. Тонна солярки стоит порядка 25 тысяч рублей, и 16 тысяч из них – налоги, которые уходят государству. Т. е. оно забирает порядка 70% от конечной цены. «Не заправщики (частные АЗС) задирают цены, вовсе нет, – уверяет собеседник АвтоСреды. – Я, как розничная АЗС, ориентируюсь только на государственные цены: вот сколько поставит «Роснефть», например, столько поставлю и я. Диктуют розничные цены на бензин наши топливные монополисты. Кстати, таким розничным заправкам, как моим, государство может перестать продавать топливо, как это сейчас сделали на Украине, и как это уже пытались сделать в России в начале двухтысячных. Лукойл тогда пытался протащить через Госдуму решение выдавать лицензию на право розничной торговли только компаниям, у которых 300 и более заправок на балансе. Тогда не получилось. А сегодня они могут это сделать. Все дело в монопольном положении отдельных компаний в регионах. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, Лукойл – в 11, «Сургутнефтегаз» – в 4, «Газпром нефть» – в 3, ТНК-ВР – также в 3 регионах».
Сезонный спрос не влияет на цены, «всё враньё». Солярка вдруг стала стоить дороже, чем 95-ый бензин, хотя доля солярки от нефтепереработки – самая низкая. Розничные заправки ориентируются на цены «Лукойла», «Роснефти», «Газпрома». «Откровенно говоря, цены определяют сами нефтяные компании. Даже несмотря на то, что они государственные или полугосударственные. И знаете, как определяют? «Давай вот по столько продадим? Давай еще повысим?». Никаким законам рынка цена на нефтепродукты не подчиняется. Мы - розничные АЗС, регулируем свою цену строго в зависимости от того, какая цена стоит на заправках «Роснефти» и других госкомпаний. Только от их цен мы «пляшем». Поставят они цену 40 руб. за литр – мы поставим 40, они 15 – и мы 15», – рассказал владелец заправки.
«Я пытался собирать статистику для понимания предсказуемости цен. Оказалось, что это невозможно предугадать. Ну когда были времена, что солярка стоит дороже 95-го бензина? Когда такое было? И это происходит на протяжении последних пяти лет», – говорит он.
Крупные госкомпании просто вынуждают то частников, т. е. владельцев мелких АЗС, «бодяжить» бензин – это способ просто выжить на рынке топливных АЗС, поделился владелец заправки (отметив при этом, что сам он этим не занимается – репутация дороже; таким образом, в принципе выжить, продавая неразбавленный бензин, можно и сегодня).
«Всё дело в государстве. Оно просто не хочет ничего регулировать. Чем выше цена на топливо, тем больше получает государство. И оно абсолютно не думает о конечном потребителе», – заключил хозяин заправки.