01.03.2011
Иномарки российской сборки могут стать дешевле и ощутимо хуже
В ближайшем будущем иномарки российской сборки могут стать дешевле, но притом значительно потерять в качестве: заводы будут ставить на свои модели оборудование предыдущего поколения. К этому их подталкивают новые правила промсборки, вступившие в силу сегодня, 1 марта. Многие компании будут вынуждены экономить «на спичках», чтобы не потерять льготы, прогнозирует Деловой Петербург.
По новым условиям промсборки компании получат льготные пошлины на ввоз компонентов, например, трёхлетние сниженные ставки на ввоз кузовов для крупноузловой сборки в размере не более 5% от заявленных производственных мощностей и должны взамен в течение 6 лет достигнуть не менее 60%-ной локализации. Сейчас локализация Рено Логана составляет 53%, Фольксвагена Поло седана – 39%, Форда Фокуса – 30%, Фольксвагена Тигуана – 22%, Фиата Альбеа – 20%, Ниссана Икс-Трейла – 15%, Форда Мондео – 10%, Шкоды Фабии – 9%, Ниссана Теаны – 1,3%.
Жёсткие требования правительства РФ нацелены в первую очередь на поддержку своих производителей комплектующих. Однако они пока не могут выпускать продукцию в соответствии с мировыми стандартами. К примеру, для сборки Фордов под Всеволожском изначально планировалось использовать российские резиновые коврики, однако те не прошли экспертизу по параметру «запах». Зато с отечественными брызговиками была прямо противоположная история: их решили ставить после того, как импортные пластиковые стали отламываться российской зимой.
Отечественные комплектующие Фордов – начинка сидений, боковые стёкла Борского завода, пластмассовый крючок, держащий провод аккумулятора. Процент локализации добирался даже за счёт шин: например, Форды собирались с зимней резиной Нокиан петербургского завода, «однако до 60% локализации все равно далеко», – считает эксперт авторынка, гендиректор ООО «Ленгаз-Автообслуживание» Сергей Петросян.
Чтобы достичь требуемых параметров, автопроизводители будут вынуждены использовать в сборке далеко не самую качественную продукцию. По словам гендиректора Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус и завода Ниссан в Петербурге Дмитрия Михайлова, компания планирует использовать компоненты предыдущего поколения. На джипах Ниссан российской сборки в ближайшем времени, скорее всего, будут стоять не современные многослойные пластиковые бензобаки, а однослойные – для повышения уровня локализации.
И так во всём. По оценке Дмитрия Михайлова, до мировых стандартов не дотягивают российские радиаторы, амортизаторы, системы безопасности, кондиционирования, охлаждения двигателей и освещения.
Чтобы поднять уровень отечественных комплектующих, можно пойти традиционным русским путём – льготным. Другой вопрос – кто этого достоин. По словам Сергея Петросяна, «самим нам не произвести качественную начинку для машин – так и будем брызговики да крючки поставлять. Необходимо привлекать крупных производителей, которые пока не идут на российский рынок из-за больших рисков. Слава богу, что в России появился мировой производитель комплектующих Магна, – это положительный момент».
Таким образом можно поднять уровень локализации и сохранить качество. «Правда, локализация, по сути, получится в кавычках: иностранцы придут на наш рынок и начнут работать. Но в нынешних условиях самостоятельно нам не выйти на высокий уровень», – считает Сергей Петросян. При этом в случае использования российской продукции цены на иномарки могут снизиться на 10-15%.
Также возможен вариант, когда для российского рынка придумают новую модель, которая будет распространяться на ограниченных рынках (например, российском, украинском, белорусском). Подобные варианты успешно опробовали на практике Рено в Румынии и Фольксваген в Бразилии. На таких бюджетных моделях набор опций бывает сокращён до минимума.
Условия локализации иностранным автогигантам выдвигают повсеместно, например, в Турции – европейской «мекке» автосборки. Мировые бренды борются за рынки развивающихся стран (Китая, России, Индии), чьи правительства ведут политику закручивания гаек для промсборки и льгот – для комплектующих.
Новые правила промсборки предполагают не только рост минимальных годовых объёмов выпуска по полному циклу до 300 тыс. машин для нового завода (350 тыс. для действующего), но и использование на 30% машин силовых агрегатов российского производства.
По новому режиму промсборки точно будут работать альянсы Рено-Ниссан и АвтоВАЗ, Форд и Соллерс, Фольксваген и группа ГАЗ, Объединённая автомобильная группа (ОАГ, «дочка» Сбербанка, управляет ИжАвто), КамАЗ и Даймлер в лице ООО Мерседес-Бенц Тракс Восток, Фиат и Джи Эм.
Альянс Хендэ-Киа собирается собирать свои модели в рамках старого соглашения, заключённого в 2007 году и действующего до 2018 года. По словам его представителей, альянсу нет смысла переходить на новые условия. Локализация сборки на петербургском заводе Хендэ, открытом в 2010 году, составляет около 50%.
Не спешит подписывать соглашение о промсборке Автотор, который при новом раскладе может лишиться льгот в ОЭЗ Калининградской области.