Авторынок в России растёт, с начала года россияне купили около 294 тысяч машин. Если прогнозы роста рынка сбудутся (до 2,24 млн машин к концу года), то россиянам при покупке машины останется запастись терпением или искать альтернативу среди моделей-одноклассников, считает Auto.Lenta.ru.
Auto.Lenta.ru отобрала самые продаваемые автомобили в РФ, обзвонила дилеров на предмет наличия моделей и узнала про сроки ожидания при заказе машины. Героями опроса стали Шевроле Авео и Лачетти и Нива, Дэу Нексия, Форд Фокус, Хендэ Солярис, Киа Сид и Рио, Ниссан Кашкай, Рено Логан, Сандеро и его модификация Степвэй, Шкода Фабия и Октавия, седан Фольксваген Поло, а также продукция Волжского автозавода.
Длинные очереди за автомобилями поныне обычное явление для российского авторынка. На некоторые из перечисленных моделей очереди возникли ещё в прошлом году. Причиной небывалого спроса стала программа утилизации. Очереди на самые популярные модели, такие как Рено Логан и Сандеро, растягивались на 3-4 месяца. Очереди были и на Шкоды, «классику» АвтоВАЗа, которую днем с огнём нельзя было найти в свободной продаже. Апофеозом стало появление седанов Фольксваген Поло и Хендэ Солярис, которые собрали «хвосты» длиною в год.
Седан Фольксваген Поло предлагается в трёх версиях – Трендлайн, Комфортлайн и Хайлайн – по цене от 412 до 584 тысяч рублей, для каждой отдельно доступны пакеты опций. Таким образом, самый дорогой седан Фольксвагена стоит в РФ почти 675 тысяч рублей.
Что изменилось с тех пор? Если говорить о Солярисе и Поло седане, ровным счетом ничего – в ожидании машины в нужной комплектации можно провести до 1,5 лет. Некоторые дилеры Хендэ требуют предоплату аж в 100 тыс. руб., а минимальный срок получения машины – в июне-июле. Впрочем, ситуация меняется, в среднем придётся ждать около полугода, реальный срок получения машины – август-сентябрь. Проще всего найти модели средних и дорогих комплектаций. Труднее всего будет тем, кто решит купить «голую» машину в комплектации Base – в лучшем случае придёт в ноябре-декабре, в среднем ждать придётся 10-18 месяцев. Многие дилеры даже перестали принимать на неё заказы: объёмы сборки невысоки, машины раскупают организации.
Аналогичная ситуация по срокам с Фольксвагеном Поло седаном. Несмотря на увеличение объёмов сборки в Калуге, очереди как были, так и остались, все машины заказываются также только с предоплатой. Вне зависимости от двигателя, ждать придётся 10-12 месяцев, чтобы получить автомобиль в версии Трендлайн, и до полугода, чтобы приобрести седаны в комплектациях Комфортлайн и Хайлайн. Если повезёт, можно найти официальных продавцов, готовых привезти модель в популярных комплектациях за 2-4 месяца – как показала практика, лучше всего обращаться в небольшие дилерские центры с невысокими объёмами продаж.
Есть ещё возможность относительно быстро купить бюджетный седан в уже сформированной комплектации, на которую, скорее всего, будет установлено и допоборудование. В свободную продажу попадают или распределяются дальше по очереди машины, от которых по той или иной причине отказались предыдущие покупатели. Но это лотерея. Сегодня есть, завтра уже нет.
Сандеро Степвэй сборки московского Автофрамоса – ещё один бестселлер Рено. От Сандеро модификация отличается увеличенным до 175 мм дорожным просветом, «внедорожным» обвесом «по кругу», багажными рейлингами на крыше, защитой картера двигателя, оформлением интерьера. Салоны принимают заказы на осень. Для сравнения, «простой» Сандеро они готовы привезти в июне-августе, хотя в салонах нередко можно встретить и «живые» машины в недорогих комплектациях Authentique или Expression c 1,4-литровым мотором и механической коробкой передач или, наоборот, в дорогих версиях Prestige на «автомате» со 102-сильным 1,6-литровым двигателем. С Рено Логан таких очередей нет – большинство популярных версий практически всегда имеются в наличии или могут быть привезены в течение месяца, а срок ожидания самых редких модификаций составит до 3 месяцев.
Непросто купить сейчас и Ниву Шевроле – найти у дилера практически невозможно, а если и удастся, то это, скорее всего, базовую версию L за 434 тысячи рублей. Но и они долго не задерживаются, а особенно востребованы на авторынке РФ комплектации с кондиционером (LC и GLC), которых придётся ждать до 3 месяцев. Без кондиционера – от 2 недель до 1,5 месяцев. Большое везенье, если попадётся «отказная» машина, но их на рынке совсем немного.
С другими популярными моделями Шевроле (Авео и Лачетти) такой «горячки» нет. Большинство версий – в наличии, а если какая-то комплектация отсутствует, то ее привезут в течение одной-трех недель. Исключение составляют лишь недорогие
Шевроле Лачетти (цена – от 365,3 тыс. руб.) с 1,4-литровым 95-сильным двигателем с механической КП или седаны с АКП, ждать придётся до 3 месяцев.
В схожих комплектациях длиннобазный Ниссан Кашкай +2 обходится дороже обычного в среднем на 50 тыс. рублей. Ещё один востребованная в РФ модель, квоты на которую не соответствуют спросу – кроссовер Ниссан Кашкай в удлинённой модификации «+2». В любой комплектации ждать придётся 2-3 месяца, дилеры принимают заказы на май-июнь. На обычный Кашкай очередей нет, лишь с приобретением совсем «голых» с 1,6-литровым двигателем и механической КП в комплектациях XE и SE могут возникнуть трудности.
У АвтоВАЗа наиболее дефицитны полноприводные Лады 4x4. Прождать обычную трёхдверную Ниву можно до месяца, длиннобазную – до трёх месяцев. Некоторые модификации Калины поставляют в срок до трёх недель. Все остальные модели, включая заднеприводную «классику», у большинства дилеров есть в наличии.
Продукция АвтоВАЗа стабильно пользуется высоким спросом. За первые 2 месяца он продал 18 тысяч Калин и ещё больше «классики» 2105/2107. Нива Шевроле раскупается почти так же хорошо, как Лада 4x4: более 6 тысяч и 7,4 тысячи соответственно.
Бюджетных седанов Дэу Нексия у дилеров также достаточно. Проблемы могут возникнуть разве что с комплектациями Low cost с 1,5-литровым двигателем и «Люкс» с 1,6-литровым, не пользующейся большим спросом из-за дороговизны. Их можно прождать от недели до 1,5 месяцев.
Прошли времена диких очередей и на Форды Фокусы. Лишь редкие непопулярные модификации придётся ждать 2-3 месяца.
То же самое относится к Киа Сид и Рио. Пожалуй, только самую «бедную» модификацию Рио в комплектации Классик с 1,4-литровым двигателем и механической КПП придётся подождать. Если автомобиля нет в салоне, его привезут в течение двух-трех недель.
Шкод Октавий и Фабий у большинства дилеров также стабильный запас. Здесь, правда, многое зависит от оснащения, которое заказывает покупатель. Если с дорогими опциями или наоборот, ожидание может затянуться до 3 месяцев, на дизельные модификации заказы вообще пока не принимаются.
В целом ситуация оказалась достаточно предсказуемой. Очереди как были, так и остались, а на относительно недорогие модели (по 350-500 тысяч рублей) – Хендэ Солярис, Фольксваген Поло седан, Рено Логан, Рено Сандеро и Шевроле Нива – по-прежнему дефицит.
Главная причина – производителям, собирающим их в России, не хватает уверенности в уровне покупательского спроса на ближайшие месяцы. Пока будут действовать госпрограммы утилизации и льготного кредитования, потребность в моделях бюджетного класса будет достаточно острой, так как 80% продаж по программам приходится на недорогие машины. Однако утилизация заканчивается, что однозначно повлияет на рынок. У отдельно взятых бестселлеров, вроде Ниссана Кашкая +2, причина дефицита – в скромных российских квотах на модели, которые ввозят из-за рубежа.