28.03.2011
Подкинет ли государство на автохлам и что это даст
Российские власти хотели плавно свернуть поддержку автопрома, стоившую налогоплательщикам 25 млрд рублей, но заговорили о возможном новом продлении программы утилизации на 5 млрд рублей, которых должно хватить на стимуляцию продаж 100 тыс. машин. По мнению аналитиков, опрошенных агентством Рейтер, российский авторынок в целом может не заметить этого. Однако программа может стать большим подарком превращающемуся в преимущественно французско-японский АвтоВАЗ и ИжАвто, который должен стать его подразделением. Кроме них, программа должна отразиться на продажах «опоздавших к раздаче» со своими Поло и Солярисом Фольксвагена и Хендэ.
Программа утилизации, по которой каждый покупатель, сдав в утиль старую машину, получает скидку в 50 тыс. рублей на покупку новой российского производства, дала первый авторынку импульс для роста в середине прошлого года.
Бюджетных средств хватает на 500 тыс. скидок. На прошлой неделе минпромторг сообщил, что уже выдал 487 тыс. сертификатов и ожидает, что все машины по программе будут проданы через 2-3 месяца, летом.
На прошлой неделе зам главы минпромторга Андрей Дементьев сообщил, что на рынке существует спрос ещё на 100 тыс. машин со скидкой. Чиновники утверждают, что инициатива о продлении госпрограммы уже готовится.
Программа подстегнула рынок в 2010 году к 30%-ному росту (до 1,9 млн машин, из которых 260 тыс. продано в рамках программы). Покупатели предпочитают менять старые машины на новые бюджетные, в первую очередь Лады и Рено.
«Скорее всего, добавят», – считает аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов.
В список автомобилей для обмена на «автохлам» недавно попали бюджетные Фольксваген Поло и Хендэ Солярис, которым почти не досталось сертификатов, напомнил аналитик ИК Метрополь Михаил Пак. Это тоже один из поводов добавить денег на утилизацию, считает он.
Аналитик UBS Кирилл Таченников считает, что смысла продлевать программу нет, поскольку рынок уже растёт за счёт других факторов, а «количество автомобилей, которые можно сдать на утилизацию, не бесконечно».
Авторынок, растущий благодаря росту потребительской уверенности, повышению цен на нефть и восстановлению кредитования, почти не заметит новых бюджетных миллиардов и увеличится на 20-25% к 2010 году сам по себе, прогнозирует Владимир Беспалов.
По прогнозу Кирилла Таченникова, в этом году авторынок вырастет до 2,3- 2,4 млн машин (+15%) независимо от «автохлама». Главные последствия как от окончания программы, так и от её продления испытают АвтоВАЗ и покупаемый им ИжАвто, говорят оба аналитика.