29.03.2011
Работники подали в суд на АвтоВАЗ
Независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» в судебном порядке оспаривает колдоговор, заключённый в конце 2010 года между АвтоВАЗом и его работниками. «Единство» к обсуждению договора не привлекли, что, по мнению его лидера Петра Золотарёва, нарушило трудовое законодательство. Официальный вазовский профсоюз отвергает все обвинения. Эксперты отмечают редкость подобных исков и неоднозначную перспективу разбирательства в суде.
Тольяттинский профсоюз «Единство» подал в суд Автозаводского района Тольятти на ОАО АвтоВАЗ и его профсоюзную первичку. Истец просит «признать незаконным и не подлежащим применению коллективный договор, действующий в настоящее время на заводе. Этот документ в редакции от апреля 2010 года был продлён в минувшем декабре до конца 2013 года. «Согласно ч. 2 ст. 37 ТК РФ две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров (на основе пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза). При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций», – говорится в иске.
«Единство» к обсуждению колдоговора не приглашали и не уведомили о переговорах с работодателями, что нарушает ст. 37 ТК РФ. О подписании договора в профсоюзе узнали из СМИ. «Был нарушен порядок ведения коллективных переговоров. И, следовательно, коллективный договор является незаконным», – утверждает истец, ссылаясь на ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (все профсоюзы пользуются равными правами). «В середине 90-х «Единство» (основано в 1990 году) дважды судилось за право участвовать в переговорном процессе. Суд был не на нашей стороне. Однако сейчас изменилось законодательство. А в 2010 году госинспекиция по труду признала, что наши профсоюзные права нарушаются. Но с нами всё равно не считаются. В итоге был продлен невыгодный для работников договор», – заявил Пётр Золотарёв.
На АвтоВАЗ работает более 71 тыс. человек, в первичной профсоюзной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения АвтоВАЗа состоит около 122 тыс. человек, из которых около 40 тыс. – пенсионеры. Точная численность членов «Единства» неизвестна, по словам Петра Золотарёва, в его первичку входит несколько сотен человек (в 90-х – ок. 4,5 тыс.).
По мнению лидера официальной вазовской первички Николая Карагина, всё было сделано строго в рамках закона. «Раньше они хотя бы обращались, но в течение 2010 года никаких просьб об участии к нам не поступало, а догадываться об их планах и намерениях принять в чём-то участие мы не можем», – заявил он. По словам Николая Карагина, в действующей редакции колдоговора всё ещё приостановлены пункты об индексации зарплаты и тринадцатой зарплате (были заморожены в начале 2009 года, когда продажи и производств АвтоВАЗа упали в 2 с лишним раза). «Однако с октября прошлого года на 10% заводчанам повысили оклады, а в феврале этого выдали премии в среднем 8 тыс. рублей каждому», – напоминает лидер официального профсоюза. Он не видел иск и предпочёл не обсуждать его перспективы: «суд во всем разберётся».
Наблюдатели расходятся в оценках ситуации. «Срок коллективного договора с вазовцами был продлен, ничего особо и не обсуждалось по инициативе работодателя. Но ситуация не критичная», – отметил председатель обкома работников автомобильного и с/х машиностроения Александр Меньшиков. «Единство» не входит в его организацию.
По мнению ведущего юриста юридической компании «Налоговик» Николая Дубровина, спор между профсоюзами – не рядовое судебное дело. «Несмотря на то что формально иск предъявлен в том числе и к работодателю, здесь идёт борьба за власть», – заявил он. Перспективы иска, по оценке Николая Дубровина, весьма неоднозначные. «С одной стороны, нарушения в процессе разработки проекта договора действительно есть. Однако закон прямо не устанавливает несоответствие процедуры положениям ТК как основание для признания коллективного соглашения недействительным. Вообще, в действующем трудовом законодательстве нет норм, позволяющих признать договор недействительным», – отметил он.