Вчера многие СМИ сообщили о том, что с 1 июля 2005 года "ИжАвто" прекратит производство автомобилей ИЖ моделей "Ода" и "Фабула". В пресс-службе предприятия корреспонденту LADAONLINE комментировать эту информацию отказались, отправив за разъяснениями в группу "СОК", которая контролирует Ижевский автозавод. Там, мы пока также подробных комментарием не получили.
Если обратиться к истории, то можно вспомнить что автомобили марки «Иж» собственной конструкции завода «ИжАвто» (ранее «Ижмаш») начали производиться с 1970 года. Это были модели «Иж-2125» (комби) и «Иж-2715» (фургон). В настоящий момент основой модельного ряда «Иж» являются легковые и коммерческие автомобили с базовой моделью Иж-2126 «Ода». Весь модельный ряд «Иж» унифицирован по силовому агрегату, передней части кузова и передней подвеске. Помимо классического хетчбека (Иж-2126-030), в Ижевске выпускаются также полноприводные версии машин (Иж-2126-060), универсалы (Иж-21261), коммерческие автомобили Иж-2717-230 и пикапы Иж-27171. По своим техническим характеристикам и потребительским качествам, модели «Иж» были максимально близки к модели Москвич-2141-02, которые до 2000 года выпускал ОАО «Москвич». В связи с остановкой производства и процедурой банкротства на ОАО «Москвич» конкуренция этих моделей прекратилась. Сейчас в одной ценовой нише с моделями "Иж" и примерно с аналогичными потребительскими характеристиками на российском рынке наибольшим успехом у потребителей пользуются автомобили LADA «классического» семейства. Они выпускаются помимо Тольятти, еще и в Ижевске и Сызрани.
Согласно информации справочного издания
«Автомобильный рынок России - 2005» объем производства и продаж автомобилей марки «Иж» в начале 90-х годов находился на уровне 180 тысяч штук в год. В том числе, доля легковых автомобилей в общем объеме производства составляла порядка 70%. С 1990 по 1997 год объемы производства и продаж Ижевских автомобилей неуклонно снижались, достигнув минимума в 8 тысяч штук в год. При этом на долю коммерческих машин в середине 90-х годов приходилось больше половины от общего выпуска. Возрождение марки «Иж» началось в 1999 году, после того как предприятие перешло под контроль самарской группы «СОК». В 2000 году объем реализации вырос до 27 тысяч штук, половина из которых приходилась на долю легковых автомобилей. В 2001 году было продано более 23 тысяч легковых и 15,4 тысяч коммерческих автомобилей «Иж». Рост объемов продаж легковых автомобилей «Иж» сохранился и в 2002-2003 годах. Продажи активно поддерживались агрессивной рекламной политикой. В рекордном для марки 2003 году было продано 35,7 тысяч легковых и 15,2 тысячи коммерческих автомобилей «Иж». Кроме того, в 2003 году на «ИжАвто» началось серийное производство автомобиля Иж-21261 «Фабула» с типом кузова «универсал». А вот в 2004 году продажи автомобилей марки «Иж» пошли на спад. За год было реализовано 26,2 тысячи легковых и 13,9 тысяч коммерческих автомобилей. План 2005 года предусматривал сборку 10,9 тысяч автомобилей Иж-2126 «Ода», 10,5 тысяч Иж-21261 «Фабула», а также 20 тысяч коммерческих автомобилей Иж-2717. Сейчас видимо он будет откорректирован. Планы предприятия «ИжАвто» сейчас направлены на модернизацию производства под сборку автомобилей других марок. Сборка автомобилей LADA «классического» семейства здесь осуществляется с 2001 года. А первой иностранной маркой, собираемой в Ижевске, уже стала корейская Kia с моделью Spektra. Аналитики не исключают, что в перспективе, на «ИжАвто» возможно появятся и другие иностранные марки. Что касается коммерческих автомобилей ИЖ-2717, то по оценкам специалистов, потребность внутреннего рынка в них будет достаточно стабильна еще на несколько лет вперед. В данном сегменте рынка, помимо моделей «Иж», представлены только пикапы и фургоны ВИС которые производит тольяттинская компания «ВАЗИнтерСервис», которая, кстати, также входит в группу «СОК».
Сергей Айвазовский