12.07.2005
АВТОВАЗ: все начиналось в июле 1966-го
Днем рождения Волжского автозавода стало 20 июля 1966 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР за подписями Л. Брежнева и А. Косыгина и за №558 "О строительстве завода по производству легковых автомобилей". В первом же пункте постановления отмечалось, что будущий завод будет выпускать 600 тысяч автомобилей в год. Технический проект завода был утвержден в рекордно-короткий срок - в июле 1967 года. А уже с 1968 года, как пишется в хрониках, начал действовать мост Европа-Тольятти. Иными словами, на АВТОВАЗ пошло оборудование. Причем большая часть груза "шла" по воде. В итальянской Генуе организовали тогда специальный терминал, на котором концентрировались грузы для ВАЗа, а оттуда теплоходами по Средиземному, Черному, Азовскому морям, по Дону, через Волго-Донской канал, по Волге доставлялись до Тольятти. К слову сказать, специально под эти поставки даже были созданы суда серии "Волго-Дон".
Ровно через год после подписания постановления о строительстве завода, в середине июля 1967 года в Тольятти прибыли три первых ФИАТа-124. Эта модель, получившая в 1965 году титул "Автомобиль года" стала прототипом для создания нового советского автомобиля ВАЗ-2101. Первые экземпляры легендарной "копейки" сошлли с конвейера АВТОВАЗа 19 апреля 1970 года, аккурат к 100-летию "вождя пролетариата" Владимира Ильича Ленина. В то время многие грандиозные события приурочивали именно к этой дате. А в декабре 1973 года вазовцы выпустили уже миллионную машину. Ей стала новая "люксовая" модель ВАЗ-2103. Далее "миллионы АВТОВАЗа" посыпалисть каждые полтора года. Весной 2004 года с главного вазовского конвейера сошел 22-ой "миллинник", а в конце 2005-го в Тольятти ожидают появление 23-миллионой машины. Уже известно, что им станет LADA-Kalina.
На текущий момент АВТОВАЗ - это выпуск десятка моделей и почти 100 модификаций автомобилей LADA. Это дилерская сеть из более 500 предприятий на территории России, и множества партнеров за рубежем. Это сборочные производства в России и за ее пределами. Это 120 тысяч работников на самом предприятии и более миллиона россиян, так или иначе зависимых от ритма работы автозавода. Это еще и более 12 миллинов владельцев автомобилей LADA в России и еще несколько миллионов на ее пределами.