14.11.2005
Раскрыт секрет строительства АВТОВАЗа в Тольятти
Одна из причин выбора Тольятти в качестве места размещения здесь Волжского автозавода - минимальная расчетная стоимость городского строительства на 1 жителя в год – 100-110 руб. Об этом рассказал профессор А.К.Соколова в докладе «Рождение Волжского автогиганта в контексте внутреннего и внешнего положения СССР» на II Всероссийской научной конференции «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность». Всего было просчитано 16 вариантов порайонного размещения комплекса по выпуску 600 тыс. автомобилей с перспективой производства 1 млн. машин в Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском районах РСФСР, Юго-Западном УССОР и БССР.
В качестве наиболее подходящих рассматривались 4 варианта – в районах Ярославля, Киева, Минска и Тольятти. Причем по сумме затрат на строительство комплекса лидировал Минск (506,7 млн.руб), вторым шел Ярославль(512,7), третьим – Киев (535,0) , а Тольятти – последним с суммой в 589,0 млн.рублей. И в тоже время существенным аргументом в пользу Тольятти было наличие строительной площадки в 8 км от города в районе д. Русская Борковка, которую еще в 1961 году намечал к промышленному освоению и созданию соцгорода Ленинградский институт Ленгипрогор. Легко было решить вопрос с газоснабжением (магистраль проходила в 20 км от площадки) и электроснабжения(ЛЭП-110). Отмечались и недостатки: Тольятти не связан с другими городами кроме Куйбышева, расположенного в 100 км. Предполагалось, что при выборе Тольятти придется ориентироваться на более медленное развитие комбината и города.
И все-таки при расчете стоимость городского строительства на 1 жителя в год Тольятти оказался наиболее благоприятным. В Киеве стоимость составила 160-170 руб., в Минске – 140-145 руб., в Ярославле 125-130 руб.
22 июня 1966 года появилось постановление ГЭК «О технико-экономическом обосновании размещения и состава комплекса заводов по производству легковых автомобилей». В нем говорилось: «Признать, что по условиям рационального размещения крупного промышленного узла автомобилестроения с учетом перспектив его развития в увязке с другими промышленными комплексами на территории страны, а также по показателям капиталовложений и суммарных «приведенных» затрат, наличию строительной базы для осуществления строительства завода в котроткие сроки, энерго- и водоснабжения, учтенным специальным требованиям и другим факторам размещения основных предприятий автомобилестроительного комплекса наиболее целесообразно в г.Тольятти Куйбышевской области…»
20 июля 1966 года, после получения одобрения Политбюро, было приянто совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительсве комплекса в Тольятти.