С ноября 1995, когда в ОАО «АВТОВАЗ» был создан центр сборочных комплектов, начинается официальная история этого подразделения автогиганта. Но предпосылки создания подобного производства относятся к гораздо более раннему времени. Сборка автомобилей LADA вне основной производственной площадки предусматривалась еще проектом АВТОВАЗа, разработанным при участии ФИАТа, сообщает заводская газета
«Волжский автостроитель». Тогда, в конце 60-х, 071 корпус, где сейчас изготавливаются колеса, изначально предназначался в том числе для цеха по отгрузке автокомплектов. Однако проект так и не был реализован в связи с политической и экономической ситуацией. По тем же причинам сорвалась поставка вазовских автокомплектов в Новую Зеландию, когда в 80-е годы снова возникла идея организации сборки автомобилей вне основной производственной площадки. Первый опыт удался в 1985 году - в Греции было организовано предприятие по выпуску внедорожников LADA 4x4. За пять лет там было собрано около 3500 автомобилей.
Опыт, полученный в Греции был использован в новых проектах. В ноябре 1995 года, было принято решение о поставке в Финляндию сборочных комплектов ВАЗ-21093, а уже в марте 96-го на автосборочном заводе «Валмет Аутомотив» началась сборка автомобилей из вазовских автокомплектов.
«Всего в Финляндии было собрано более 14 тысяч автомобилей, которые назывались «Самара-Балтика», или «Евро-Самара». И хотя тогда не удалось выдержать запланированных проектом объемов, главная цель была достигнута - АВТОВАЗ удержался на рынке Европы. И к тому времени, как проект закрылся, наш завод успел подать на европейский рынок «десятку». Кроме того, за время сотрудничества с финским заводом был накоплен уникальный опыт - начиная с изучения потенциальных регионов сбыта и заканчивая контролем выполнения автосборочными заводами планов выпуска автомобилей», - рассказывает директор центра сборочных комплектов Николай Дудин.