Десять лет назад, в 1996 году, впервые за пятидесятилетнюю историю конвейер завода «Москвич» был полностью остановлен. Хотя проблемы со сбытом завод начал испытывать еще в 1994-1995 годах, тем не менее, работа по сборке машин с некоторыми перебоями в течение двух лет продолжалась.
В 1996 году генеральный директор «Москвича» Юрий Бородин был вынужден уступить свое кресло Рубену Асатряну. В это время правительство Москвы впервые открыто выступило в поддержку завода, выделив на его "реанимацию" 100 млн. долларов. Мэр Москвы Юрий Лужков взял на себя ответственность за проведение процедуры санации с целью предотвращения ликвидации «Москвича». В январе 1997 года удалось запустить главный конвейер, весной на базе «Москвич-2141» был выпущен «Юрий Долгорукий» и «Святогор», в сентябре автолюбители увидели «Князя Владимира». Большинство новых моделей было оснащено двигателями Renault.
В это же время Рубен Асатрян заявляет о прекращении выпуска «народных» автомобилей и переходе на выпуск авто класса «люкс»: четырехдверного седана «Иван Калита» и кабриолета «Князь Владимир». Параллельно на предприятие привлекаются банковские кредиты. Однако, после некоторого роста производства (в 1997-1998 гг.) объемы выпуска вновь падают.
В 1999 году было создано СП правительства Москвы и французской компании Renault («Автофрамос»). На площадях, принадлежащих ОАО «Москвич» и арендованных у него, началась сборка автомобилей Renault 19 и Megane Classic. В марте 2001 года СП получило в собственность недостроенный корпус «Москвича» и приступило к реконструкции здания, приостановив выпуск машин.
Согласно данным
статистики в 2001 году «Москвич» выпустил всего 810 машин, а с 2002 года завод полностью прекратил выпуск автомобилей.
Дальнейшая судьба «Москвича» превратилась в мучительный процесс умирания. Хотя заявления, о его возрождении, звучали еще достаточно долго. И вот, 28 февраля 2006 года, по настоянию кредиторов, которым ОАО «Москвич» за эти годы задолжало уже 23,3 миллиарда рублей, Арбитражный суд Москвы признал завод банкротом. Что появится в Москве на месте этого предприятия в будущем - покажет время. «Автофрамосу» те площади, которые занимал ранее «Москвич» в полном объеме не нужны. Современный сборочный конвейер и 2-3 тысячи рабочих и служащих СП размещаются сейчас достаточно компактно. Между тем, московская земля сейчас достаточно дорога. И "свято место пусто не бывает".
По материалам газеты «Вечерняя Москва»