В конце 80-х годов на АВТОВАЗе был сформирован молодежный творческий коллектив для работы над созданием микроавтомобилей на базе "Оки". Курировал эту работу Петр Михайлович Прусов, в то время занимавший пост начальника управления проектирования автомобилей, а в последствии ставший главным конструктором завода.
В концепцию новой модели была заложена идея малогабаритного и комфортабельного автомобиля с простым и одновременно выразительным внешним дизайном. Новые машины были построены по каркасно-модульными принципу, когда на металлический каркас монтируется навесные пластиковые панели и оборудование. При этом, на одной платформе можно создавать целое семейство различных по внешнему виду моделей.
Сначала вазовские специалисты cпроектировали "Гном". Микроавтомобильчик из металла и пластика, общей длиной меньше трех метров, был создан на укороченной "платформе" "Оки" с использованием ее же агрегатов, буквально за один год. Затем, в самом начале 90-х годов на свет появился младший брат "Гнома" - "Эльф". По сути, это была его открытая модификация. На оригинальных дугах мог быть закреплен легкий тент или багажник для спортивного снаряжения. В отличие от своего старшего братишки, этот миниатюрный открытый автомобильчик был создан чисто для отдыха и развлечений. Так сказать, пляжно-прогулочная версия. Еще через некоторое время, на свет появился экологически чистой "Эльф" с электроприводом. Он был построен с использованием элементов от электрической модификаци "Оки". Последняя модель посетила ряд международных автосалонов и имела там определенный успех.
Стоит отметить, что это чисто городское транспортное средство с количеством мест "2+2" создавалось не для вазовского конвейера. Его производство предполагалось наладить на каком-нибудь отдельном сборочном заводике из расчета до 10 тысяч машин в год. Но, как это часто бывает в жизни, сбыться интересному и оригинальному проекту, было не суждено. Ни первая, ни вторая версии "Эльфа", как собственно и "Гном", так и не попали в "тираж", а остались только в виде опытных образцов. Покоятся они в самом секретном и зарытом от внешних взоров подразделении АВТОВАЗа - центре стиля НТЦ.
Сергей Целиков