Ровно 21 год назад, в начале июля 1985 года на Волжском автозаводе было принято решение о создании мощностей по производству новой модели легкового автомобиля особо малого класса с приводом на передние колеса. В последствии этот автомобиль получил имя «Ока» и вполне счастливую судьбу. Первое время в небольшом количестве эти машинки выпускались в Тольятти. С 1986 по 1995 год на АВТОВАЗе было собрано около 20 тысяч микроавтомобилей. Параллельно с тольяттинской сборкой началась организация производственных площадок в Серпухове («СеАЗ») и Набережных Челнах в составе ПО КАМАЗ («ЗМА»). К середине 90-х годов, когда производство «Оки» в Тольятти было окончательно свернуто, а все оборудование передано в Серпухов, объемы продаж этой модели на российском рынке составляли 12-15 тысяч автомобилей в год. Существенный рост производства и продаж автомобилей «Ока» начался с 1997 года, когда объемы реализации выросли более чем в два раза. И в дальнейшем, вплоть до 2001 года темпы прироста производства и продаж были достаточно высоки – по 15-20% в год. Пиковым стал 2004 год, когда на российском рынке было реализовано 60,6 тысяч автомобилей «Ока». Около 30% из них было выпущено в специальном исполнении для инвалидов. В целом же, потребность российского рынка в недорогом микроавтомобиле, с учетом социальных программ поддержки населения, эксперты оценивали в 120-150 штук в год.
Но 2005 год принес для этого автомобиля плохие новости. АВТОВАЗ сначала существенно снизил выпуск дигателей на «Оку», а потом принял окончательное решение о свертывании производства этого агрегата. В итоге за прошлый год два завода (ЗМА и СеАЗ) смогли собрать чуть более 43 тысяч машин. Нынешний год начался для поклонников «Оки» еще немее приятно. С апреля прекратилась сборка в Набережных Челнах, в Серпухове выпуск «Оки» пока сохраняется, но машин явно не хватает для удовлетворения всех потребительских запросов. В результате цены на «Оку» только за первые 6 месяцев текущего года выросли уже более чем на 20% и продолжают расти дальше. Перспектива производства автомобилей «Ока» связана с установкой на эту модель китайского силового агрегата объемом 1,0 литра. Такая модификация уже разработана на СеАЗе и сейчас проходит сертификационные и эксплуатационные испытания. Уже к сентябрю 2006 года должны появиться первые товарные «Оки» с китайским движком. При этом выпуск микролитражки в инвалидном исполнении с вазовским силовым агрегатом по социальным заказам пока сохранится в небольшом объеме. Сергей Айвазовский
LADAONLINE – это крупнейший русскоязычный портал, посвящённый автомобилям LADA в частности и отечественному автопрому в целом. Все самые последние новости автомобильного мира, обзоры последних моделей и прогрессивных технологий, уникальные аналитические статьи и отличная площадка для рекламодателей. Нас посещает несколько тысяч человек в день, которые суммарно просматривают тысячи страниц. Мы – портал с многолетней историей, большой аудиторией и хорошей репутацией. Узнайте о LADA всё вместе с нами!