поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник
Обсуждение


20.07.2006

К 40-летию АВТОВАЗа: как строился завод и во сколько он обошелся государству

Как известно, в конце 60-х годов АВТОВАЗ строила вся страна. Но как это ни странно звучит, Политбюро и ЦК КПСС поручило строительство завода Министерству энергетики и электрификации страны. И все первые совещания по вопросам будущего строительства решались именно в этом министерстве. Ведь всего за четыре года предстояло построить не только сам завод, но и электростанции, жилые районы города Тольятти, а также каналы, очистные сооружения и многие другие объекты жизнедеятельности вокруг АВТОВАЗа. Для того, чтобы понять масштабы цифр, следует привести некоторые примеры для сравнения. Так, основной подрядчик завода Куйбышевгидрострой (КГС) имел мощности, которые в год позволяли проводить объем работ на сумму 75 миллионов рублей. За 16 лет предшествующих строительству АВТОВАЗа, с 1950 по 1966 годы, КГС выполнил строительно-монтажные работы на 1 миллиард 349 миллионов рублей. А в 1966 году ему предлагалось за 4 года освоить объем в полтора раза больший - на сумму 2 млрд. рублей.
В короткий срок КГС из обыкновенной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, превратился в настоящего гиганта. Дополнительно КГС создал 8 трестов с годовой программой по 25-40 миллионов рублей, а также трест Автозаводстрой с программой 90 миллионов рублей. Параллельно шло строительство базы. Производительность бетонных и железобетонных заводов довели до 450 тысяч кубометров в год. Построили завод панельного домостроения мощностью 240 тысяч квадратных метров жилой площади в год (сегодня жилья в год в Тольятти строится в два раза меньше). Но и этого этого было мало. До 350 тысяч кубометров бетона поставлялись в Тольятти из других городов и регионов.
Спустя годы директор КГС Николай Семизоров признался, что строительство АВТОВАЗа велось беспрецедентным для отечественной практики образом: решено было проектировать и строить параллельно. Причина подобного ноу-хау была очевидной: всем хотелось сэкономить на сроках строительства. С проблемой сроков столкнулись уже в самом начале. Несмотря на то, что технический проект завода был утвержден в рекордный срок - в июле 1967 года, но до его утверждения проектировщики не могли выдать проекты на фундаменты под оборудование, тоннели, каналы. По сути, нововведение - параллельное строительство - было вынужденным. Так, коробки цехов монтировались без фундаментов, а фундаменты строились уже в закрытых цехах. Подобные "параллельные" схемы использовались повсеместно. Проектировщики еще не успели спроектировать металлоконструкции и сборный железобетон, но строители уже получали спецификации, которые позволяли им заказывать металл для будущих конструкций.
С 1968 года, как пишется в хрониках, начал действовать мост Европа-Тольятти. Иными словами, на ВАЗ пошло оборудование. Причем большая часть груза должна была идти по воде. В итальянской Генуе организовали специальный терминал, на котором концентрировались грузы для ВАЗа, а оттуда теплоходами по Средиземному, Черному, Азовскому морям, по Дону, через Волго-Донской канал, по Волге доставлялись до Тольятти. К слову сказать, специально под эти поставки даже были созданы суда серии "Волго-Дон". За два с небольшим года управление оборудования ВАЗа приняло 350 тысяч грузо-мест (от небольших ящиков до громоздких контейнеров в дом величиной). Стоимость всего оборудования превысила 2 миллиарда рублей. Спустя три года в докладе коллектива АВТОВАЗа ЦК КПСС и Совету Министров о досрочном вводе в строй третьей очереди автозавода прозвучали следующие цифры. Мощность завода составила 660 тысяч автомобилей в год, против изначально запланированных 600. Общая площадь производственных корпусов - 2,1 млн кв. м, длина конвейеров - 150 км, технологическое оборудование - 16,5 тысячи единиц, введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей - 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона - 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций - 300 тыс. тонн. Всего же, по экспертным оценкам, на строительство АВТОВАЗа и наполнение его оборудованием государство потратило от 4 до 5 миллиардов рублей. А рубль тогда, как мы помним, был дороже американского доллара.
По материалам автофака LADAONLINE

ИсточникИА LADAONLINE
 
 
Реклама
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
 Все фотографии
Последние новости
  26.09.2023 Треть россиян не планирует покупать автомобиль
  25.09.2023 Россияне стремятся продать машину, пока не потеряла в цене
  22.09.2023 Минэнерго: запрет экспорта топлива ввели бессрочно
Информация

  Автофак
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

TopList Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
LADAONLINE – это крупнейший русскоязычный портал, посвящённый автомобилям LADA в частности и отечественному автопрому в целом. Все самые последние новости автомобильного мира, обзоры последних моделей и прогрессивных технологий, уникальные аналитические статьи и отличная площадка для рекламодателей. Нас посещает несколько тысяч человек в день, которые суммарно просматривают тысячи страниц. Мы – портал с многолетней историей, большой аудиторией и хорошей репутацией. Узнайте о LADA всё вместе с нами!