Ровно два года назад, 4 октября 2004 года с главного конвейера АВТОВАЗа начали сходить автомобили «десятого» семейства с новым двигателем 1,6 л. Переход был произведен, что называется "одномоментно". Начиная с 5 октября сборка "десяток" с 1,5-литровым двигателем на АВТОВАЗе была прекращена.
Что же дал вазовской «десятке» новый «движок»? Прежде всего, это увеличение значений максимальной мощности и, самое главное, крутящего момента, чей максимум сместился в зону более низких оборотов двигателя. Для водителя это отражается в большей тяговитости двигателя, а соответственно даже такой обычный маневр, как старт с места, выполнять стало легче. Разгон происходит интенсивней, переключаться надо реже – управление таким автомобилей приятней и комфортней. Конечно же, увеличение рабочего объема двигателей произошло не просто так. За этим процессом стоят десятки изменений в конструкции мотора и его систем, пиcали специлисты газеты
«Семь Верст» два года назад.
Самое визуально заметное изменение нового двигателя – единый модуль впуска из полиамида, имеющий меньшую массу. Он заменил собой систему впуска, ранее состоявшую из 20 (!) деталей. Серьезные изменения произошли в системе подачи топлива и системе питания. Это рампа форсунок из нержавеющей стали (ранее была из алюминия), сами форсунки – более простые и компактные. Кроме того, была ликвидирована «обратная» топливная магистраль, а регулятор давления топлива с рампы переместился поближе к бензонасосу.
Система зажигания нового шестнадцатиклапанного мотора была лишена высоковольтных проводов и модуля зажигания. Теперь у каждой свечи своя собственная катушка зажигания фирмы Bosch, которая устанавливается прямо на свечу и к которой идет уже низковольтный провод (коммутатор встроен в новый контроллер). Это значительно повышает надежность работы и снижает стоимость потенциального ремонта. Место, занимаемое ранее модулем зажигания, конструкторы двигателя использовали для совершенствования вентиляции картера масляной системы, соответственно крышка головки блока цилиндров тоже видоизменилась. У восьмиклапанного мотора модуль зажигания остался, но имеет теперь весьма компактные размеры.
В системе выпуска новых двигателей появился так называемый «катколлектор» (приемная труба глушителя с встроенным в нее каталитическим нейтрализатором) – важный экологический компонент. С ним машины легко укладываются в жесткие нормы Евро 3, а с доработкой даже в Евро 4! Кстати, еще в 2003 году автомобили 21101 и 21104 прошли омологацию во Франции на соответствие нормам токсичности Евро 3.
Есть также и скрытые от глаза изменения, повышающие общую надежность двигателей. Речь идет о всевозможных более качественных прокладках, сальниках, уплотнениях… и еще десятках мелочей, делающих жизнь владельца более спокойной. Еще один немаловажный факт: обрыв ремня ГРМ у шестнадцатиклапанного мотора 1,6 уже не так страшен – встреча поршня с клапаном исключена конструкцией.