В начале 2007 года компания
«Автомобильная статистика» провела комплексное маркетинговое исследование ценовой динамики и платежеспособного спроса на рынке легковых автомобилей в России за 10-летний период - с 1997 по 2006 год. Как показывают результаты исследования нынешняя ситуация по российским моделям во многом схожа с той, которая складывалась на рынке зимой 1997-1998 годов. Хотя есть и существенные отличия, связанные в первую очередь с кардинально изменившейся конкурентной средой.
Аналитики компании «АВТОСТАТ» отмечают, что цены на наиболее массовые модели автомобилей LADA классической компоновки (объем продаж 1997 года - 370 тыс.шт.) десять лет назад находились на уровне 5500-6000 долларов США. После августовского «дефолта» стоимость «классики» в долларовом эквиваленте резко упала. Уровень цен от 2,5 до 3 тысяч долларов продержался с декабря 1998-го по март 2001 года. В 2001 году наблюдалась некоторая стабилизация цен, но в последствии рост продолжился. В феврале 2003 года средневзвешенные цены на вазовскую «классику» преодолели рубеж в 4000 USD, а в апреле 2006 года - 5000 USD. К концу 2006 года средневзвешенная стоимость классических вазовских моделей вернулись на уровень 1997 года – 5500-5700 USD, а объем продаж составил около 212,3 тысяч единиц.
Регулярные повышения отпускных цен Волжскому автозаводу приходилось делать в связи с инфляцией и постоянным ростом себестоимости выпуска продукции. В исследовании отмечается, что росту розничной стоимости автомобилей в валютном эквиваленте, в последнее время, также способствовало снижение курса доллара по отношению к рублю. Стоит также напомнить, что в 2005-2006 годах произошел перевод всей вазовской «классики» на инжекторную систему управления двигателем под стандарт «Евро-2», что добавило к ее цене примерно 200 USD. Тем не менее, аналитики констатируют, что модели классического семейства LADA остаются самыми дешевыми среди массовых автомобилей данного класса, причем не только в России, но в мире в целом. Реальную конкуренцию им могут составить только бюджетные версии китайских моделей, но их на российском рынке пока крайне мало. Поэтому в диапазоне цен «до 6 тыс. USD» у вазовской «классики» реальных конкурентов пока по-прежнему практически нет. А вот другие семейства LADA уже столкнулись с прямыми конкурентами в своих ценовых сегментах, что и стало основным фактором нынешнего сбытового кризиса на АВТОВАЗе.