Российский авторынок с каждым годом становится все более привлекательным сегментом мирового автобизнеса. Характеризуя этапы его становления после распада СССР, аналитики компании
"АВТОСТАТ" выделяют четыре пероиода.
Первый этап, который длился до 1994 года, привел к серьезному спаду российского автопрома, когда ряд предприятий вообще не смогли удержаться "на плаву". Финишной точкой второго этапа стал август 1998 года. В тот момент, кризис российской экономики заставил многие иностранные компании пересмотреть свои планы на Россию, а у нашего автопрома появился шанс на спасение. Период "благоприятного климата" для отечественных автопроизводителей длился до 2002 года.
В 2003 году начался новый этап становления российского авторынка. К тому моменту правительство РФ одобрило концепцию развития автопрома, ориентированную на сборочные предприятия с привлечением иностранного капитала. На автомобильный рынок со своими ресурсами начали активно выходить банки, кредитуя всех потенциальных автомобилистов. Продажи иномарок как на дрожжах пошли в гору. Рост этого сегмента рынка в 2003 году составил 94%, в 2004 году – 88%, в 2005 году – 51%, а в 2006 году – 66%. В итоге в пролом году в России было продано уже более одного миллиона новых иномарок. А вот продажи автомобилей российских марок пошли на спад.
За 16 прошедших лет, парк легковых автомобилей в России увеличился почти в три раза, емкость рынка в количественном выражении выросла в два раза, а в денежном выражении (USD) – в четыре раза. Аналитики отмечают, что на протяжении последних нескольких лет платежеспособный спрос на легковые автомобили планомерно смещается в сторону более дорогих машин.
Согласно оценке специалистов "АВТОСТАТ", представленной в маркетинговом отчете
«Анализ спроса и цен на легковые автомобили в России в 1997-2006 гг.», в 1997 году на долю автомобилей дороже 10 тысяч USD приходилось около четверти от общего объема продаж (23,7%). Сразу после "дефолта", реализация таких машин почти прекратилась. По итогам 1999 и 2000 годов на долю данного ценового сегмента приходилось менее 10% рынка. Лишь к 2002 году продажи автомобилей дороже 10 тысяч USD вернулись на "докризисный" уровень. С этого момента реализация легковых автомобилей планомерно начала смещаться в сторону более дорогих машин. В 2003 году на долю ценового диапазона "свыше 10 тысяч USD" занял 31% рынка, а по итогам 2006 года вырос уже до 63%. То есть, почти две трети российского автомобильного рынка сейчас занимают машины дороже 10 тысяч долларов.