Аналитическое агентство
«АВТОСТАТ», в рамках подготовки маркетингового отчета о перспективах российского авторынка, провело экспертную оценку рынка автокомпонентов и запчастей.
Согласно этим данным в 2007 году объем первичного рынка автокомпонентов составит порядка 7-8 млрд. USD. Примерно половина этого объема (47-49%) будет приходиться на долю выпуска комплектующих самими автопроизводителями. Объем внешнего производства автокомпонентов для первичного рынка составит порядка 3,6-4,2 млрд. USD. При этом, доля автокомпонентов, производимых для сборочных предприятий пока еще крайне мала (в пределах 10% от общего объема рынка). Остальные 90% комплектующих предназначены для традиционных российских автозаводов.
Эксперты отмечают, что локализация сборки иномарок пока идет достаточно медленно. По словам директора компании
«АВТОСТАТ» Сергея Целикова, к 2010 году доля компонентов, предназначенных для СП, вырастет до 30-35%, а общий объем внешних поставок компонентов и запчастей для первичного рынка увеличится до 5-6 млрд.
Годовой объем вторичного рынка автокомпонентов и запчастей составляет сейчас 10-12 млрд. USD. Оценивая прирост парка и изменение его структуры, аналитики делают вывод, что к 2010 году вторичный рынок компонентов вырастет до 13-15 млрд. USD. Суммарная емкость рынка автокомпонентов и запчастей в России сейчас составляет 18-20 млрд. USD, а к 2010 году вырастет до 24-25 млрд. USD. К наиболее крупным, и в тоже время достаточно хорошо структурированным сегментам рынка компонентов для легковых автомобилей, аналитики отнесли рынок шин (2,2-2,4 млрд. USD), рынок масел (1,1—1,2 млрд. USD), рынок аккумуляторов (500-600 млн. USD) и рынок фильтров (250-300 млн. USD).
Всего на рынке автокомпонентов насчитывается сейчас порядка 2 тыс. игроков разного масштаба. Сергей Целиков отмечает, что лидирующие позиции здесь пока еще занимают отечественные производители. Тем не менее, уже активно идет процесс вытеснения российских брендов более качественной продукцией из Европы, а также более дешевыми запчастями из Китая, Турции и Индии. Эксперты также говорят, что в отличие от мировой практики, где соотношение между первичным и вторичным рынком компонентов составляет 70/30, российская структура рынка автокомпонентов смещена в сторону вторичного рынка и оценивается в соотношении – 40/60.