08.06.2015
Ведомства не продлят оборот топлива Евро-4 еще на год
Сегодня, 8 июня, выйдет протокол договоренностей минэнерго с нефтяными компаниями. По предварительной информации, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича большинство участников выступило против продления срока оборота топлива Евро-4. Крупные вертикально-интегрированные компании инвестировали серьезные деньги в модернизацию с поправкой на жесткие сроки. Роснефть и Лукойл заверили правительство, что дефицита экологичного автотоплива в стране не будет.
Напомним, минэнерго предлагало продлить до конца 2016 г. оборот бензина Евро-4, главным образом из-за Роснефти. Изначально планировалось ввести в 2015 г. 13 новых установок. Но Роснефть сдвинула сроки ввода семи из них. Компания просила на модернизацию НПЗ средства из фонда национального благосостояния (ФНБ). Со второй половины 2014 г. на Ангарской НХК, Куйбышевском и Сызранском НПЗ модернизация практически не ведется.
По словам министра энергетики Александра Новака, в 2015 г. потребление бензина Евро-4 составит около 8 млн т. В 2013 г. Роснефть произвела 3,9 млн т бензинов Евро-3, 1,9 млн т – Евро-4, 7,4 млн т – Евро-5. Чтобы решение о продлении оборота Евро-4 было более справедливым, минэнерго предлагало установить в 2016 г. разные акцизы на Евро-4 и Евро-5 от 1,5 до 3 тыс. руб. за 1 т.
Отказ от Евро-4 с 2016 г. – большой риск для российского рынка нефтепродуктов. По оценке минэнерго, в 2016 г. спрос предположительно превысит предложение на 900 тыс. т. Но разрыв из-за опоздания Роснефти может оказаться в 2,5 раза больше - до 2,3 млн т. Сейчас белорусы не выполняют обязательства по поставке топлива в Россию, а сами нефтяные компании увеличивают экспорт бензина. В 2016 г. может возникнуть дефицит топлива, чреватый резким ростом цен, предупреждает директор Small Letters Виталий Крюков.
Сегодня в России потребляется около 36 млн т бензина Евро-4 и Евро-5, при этом Башнефть, Газпром нефть, Лукойл уже перешли на выпуск топлива Евро-5.