21.08.2015
ЦБ не даст автовладельцам «необоснованно обогащаться» за счет страховщиков
Разработана методика расчета утери товарной стоимости машин (УТС). По ней Центробанк обяжет страховщиков компенсировать автовладельцам не только ущерб в результате аварии, но и УТС после ремонта. Страховщики заверяют, что новый документ больше не позволит автовладельцам «необоснованно обогащаться». По мнению независимых экспертов, методика усложнит жизнь водителям: суды и без нее обязывают страховщиков компенсировать УТС, а документ ЦБ создаст лишние препятствия.
Суть в том, что даже при качественном ремонте попавший в ДТП автомобиль теряет стоимость из-за снижения прочности деталей и покрытия. Верховный суд в начале года обязал страховые компании выплачивать УТС и выпустил соответствующее постановление пленума. Оно и подтолкнуло ЦБ к созданию методики. Она размещена на сайте Центробанка и представляет собой таблицы с формулами и коэффициентами для расчета УТС. В методике указаны среднегодовые пробеги автомобилей в разных регионах, соотношения цены отдельных деталей к цене всей машины в неповреждённом виде: капот - 1,9%, решетка радиатора - 0,8%, двери в сборе - 1,9%, двигатель в сборе без навесного оборудования - 4,9%, задний бампер - 1,6%. Отмечается, что утрата товарной стоимости не рассчитывается для автомобилей старше 5 лет.
По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, методику ждут страховщики ОСАГО, автовладельцы и суды. Исчезнет почва для оставшихся разногласий при определении стоимости ремонта. Впредь все расчеты возмещения имущественного ущерба в ОСАГО будут максимально прозрачными и понятными всем сторонам.
Напомним, Верховный суд РФ еще в минувшем декабре подготовил разъяснения по спорам по ОСАГО. Указано, что возможности страховщиков по отказу в выплате возмещения ограничиваются, но они не будут уплачивать неустойку и штрафы при недобросовестном поведении потерпевших лиц.
По мнению главы компании Главстрахконтроль, правозащитника Николая Тюрникова, есть опасения, что с появлением методики от ЦБ автовладельцам будет сложнее взыскать компенсацию. Ведь до сих пор оценку делали независимые эксперты. Теперь же страховщики будут в судах ссылаться на собственные расчеты по методике ЦБ.
Эксперт напомнил о введенной с 1 декабря 2014 г. аналогичной единой методике оценки стоимости ремонта и запчастей для восстановления автомобиля после ДТП. До нее эксперты применяли различные механизмы расчета, что приводило к спорам в судах: автовладельцы, как правило, требовали большую компенсацию, чем предлагала страховая компания. Теперь компания называет клиенту какую-то сумму, автовладелец соглашается с ней, но при пересчете, выясняется, что цифры эти в два-три раза меньше положенного. И вновь приходится обращаться в суд с оценкой независимых экспертов. С единой методикой по УТС будет то же самое.
Что ж, поживем – увидим!