13.10.2015
Просрочка по автокредитам в РФ выросла на 22%
В обзоре коллекторского агентства Секвойя кредит консолидейшн говорится, что на 1 октября банки выдали около 300 тыс. автокредитов. Т. е. 35-40% всех автомобилей в этом году в стране продано в кредит, тогда как в прошлом году практически каждая вторая машина покупалась в кредит.
Сегодня же на рынке наблюдается максимально низкий показатель автокредитования за последние 5 лет. Одновременно со снижением объемов автокредитования растет просроченная задолженность. На 1 октября автовладельцы задолжали 64,1 млрд руб. (+22% к АППГ). По прогнозам к концу года долги составят около 68-69 млрд. руб. (+29%).
Главным фактором, отпугнувшим потенциальных автовладельцев от использования заемных средств в 2015 г., стал резкий рост ставок по кредитам, которые в январе-марте доходили аж до 30% годовых. Сейчас средняя стоимость кредита при покупке автомобиля в салоне составляет 17-19% годовых. Для сравнения в США ставки не превышают 4%, в Германии – 5,5%, Франции – 5-7%. Российские же автокредиты по-прежнему сложно назвать доступными. Эксперты не видят причин для существенного снижения ставок в ближайшее время, поскольку макроэкономическая ситуация в стране остается нестабильной.
На 1 октября средняя сумма автокредита составляет около 640 тыс. руб. против 600 тыс. в 2014 г. По мнению аналитиков, снижение доли продаж автомобилей в кредит вызвано рядом причин. Повышение ключевой ставки ЦБ до 17% в декабре 2014 г. закономерно повлекло рост ставок банков и уменьшение привлекательности программ кредитования для потенциальных клиентов. Сегодня процентная ставка без льгот зачастую составляет более 20% годовых. Во избежание инфляционных рисков банки не спешат следовать примеру регулятора.
Залогом при автокредитовании выступает сам автомобиль, однако в отличие, от квартиры, машина обесценивается с каждым месяцем и при проблемах с выплатами после его реализации кредитор получит максимум 30-40% от суммы выданного кредита. Банкам это невыгодно. Кроме того, высокая долговая нагрузка населения заставляет предъявлять более высокие требования к потенциальным заемщикам.
Лидерами среди кредитных автомобилей стали Лада, Киа, Хендэ, Форд и Рено, соответствующие требованиям госпрограммы. А средний срок кредитования на 1 октября составляет 2,4-3 г.