09.12.2015
Ударят ли антитурецкие санкции по российскому автопрому?
Антитурецкие санкции – обоюдоострое оружие и могут очень болезненно ударить по и без того хиреющему российскому автопрому. Без Тойот турецкой сборки соотечественники обойдутся, а вот без тамошних автокомпонентов российским автопроизводителям придется туго.
Как мы уже сообщали, сегодня турецкие автокомпоненты использует большинство локализованных в нашей стране автопроизводителей, в т. ч. АвтоВАЗ, КамАЗ, альянс Рено-Ниссан и др. Так, КамАЗ получает из Турции карданные валы.
Напомним, кризис в отношениях России и Турции возник после 24 ноября, когда турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Отметим также, что Турция является одним из крупнейших мировых экспортеров автокомпонентов, главным образом для бюджетников. По данным Турецкой ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 г. экспорт ТС и автокомпонентов составил $800 млн, из них на компоненты пришлось $440 млн. Согласно отчету Евразийской экономической комиссии, только в январе--сентябре Турция импортировала в Россию автокомпонентов на $136,1 млн.
Среди участников 20-й московской международной выставки MIMS Автомеханика-2015 в сентябре 2015 г. было зарегистрировано более 60 турецких автокомпаний. Восемнадцать из них представили автомобильные двигатели и их составляющие, еще одиннадцать - узлы и детали трансмиссии, девять компаний - узлы и детали ходовой части, семнадцать - узлы и детали тормозов и рулевого управления и многое другое, столь же востребованное российским автопромом.
По словам начальника отдела аналитики агентства Автостат Андрея Топтуна, пока версия о том, что санкции не отразятся на российском автомобильном рынке, подтверждается. Возникают лишь кратковременные задержки с поставками комплектующих, в связи с усилением досмотра грузов. Но понемногу эти проблемы входят в свою колею: предприятия пересматривают логистику поставок компонентов и на доставку закладывают большее количество дней… Вряд ли в дальнейшем ситуация с поставками и производством турецких автокомпонентов как-то кардинально поменяется – слишком многое поставлено на карту.
Но аналитики отмечают, что сегодня в самой России работают 14 турецких предприятий по производству автокомпонентов. Некоторые из них в свое время строились при поддержке и в рамках госпрограмм с целью развития высокотехнологичных отраслей в РФ. Пример такого налаженного производства – предприятие Нобель Автомотив Русиа, с 2014 г. выпускающее топливопроводы, стекломыватели, каркасы сидений для автомобилей на территории ОЭЗ Тольятти. Эта продукция поставляется на АвтоВАЗ для производства Лад, Датсунов, Рено, Ниссанов и на российские сборочные заводы Тойоты и Киа. На предприятии создано около 120 рабочих мест для россиян, а в перспективе планируется задействовать более 400 работников.
Еще один резидент, но уже алабужской особой экономической зоны, дочернее предприятие турецкой Coş kun ö z - Джошкуноз Алабуга, где по проекту должны трудиться 263 человека. Компания занимается штамповкой металлических кузовных деталей для Форда-Соллерса, а в перспективе планирует поставки на заводы других локализованных в стране автопроизводителей.
Кроме того в Алабуге турецкая Ş i ş ecam Group совместно с французским производителем листового стекла недавно создала предприятие Аутоматив Гласс Альянс Рус с проектным числом рабочих мест - 265 по выпуску 800 тыс. комплектов автомобильного стекла в год, а в перспективе – до 1 млн комплектов.
Что будет с этими предприятиями, их работниками и с потребителями их продукции? Ясности в этих вопросах пока нет.