28.01.2016
Сокрытие концессионного соглашения по Платону – путь в никуда
В среду, 27 января, арбитражный суд Москвы приступил к рассмотрению иска основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Истец требует признать ничтожным концессионное соглашение Росавтодора с оператором системы Платон компанией РТ-Инвест Транспортные системы (РТИТС). Компанию обязали представить в суде концессионное соглашение, в рамках которого создавался Платон.
При создании системы Платон правительство использовало компанию-концессионера, которая собирает плату за проезд и направляет ее в госбюджет, взамен получая от государства 10,6 млрд руб. для компенсации своих расходов на запуск и эксплуатацию системы.
ФБК счел незаконным выбор концессионера без проведения конкурса. В законе говорится, что концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса. Но антикоррупционный фонд считает, что конкурс было необходимо проводить в любом случае, а уж правительство смогло бы выбрать концессионера по его итогам.
К слову, Росавтодор поначалу собрал заявки от потенциальных концессионеров, среди которых в 2014 г. были французская Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens, словацкая Skytoll и проч. Но со сменой геополитической обстановки и из соображений национальной безопасности решили обойтись без конкурса: ведь концессионер получал доступ к российским картам и возможность следить за передвижением транспорта. К следующему заседанию арбитраж обязал Росавтодор представить текст концессионного соглашения, который пока нигде официально не публиковался.
Эксперты считают, что хотя концессионное соглашение является конфиденциальным документом, учитывая резонансную ситуацию с Платоном, сокрытие соглашения – это путь в никуда. В условиях многочисленных протестных акций дальнобойщиков, Росавтодору лучше публично обосновать выбор концессионера и показать, что все условия работы с РТИТС понятны и прозрачны.