12.02.2016
Российский автоэкспорт рухнул вместе с рублем
Государство зря рассчитывало, что благодаря слабому рублю вырастет экспорт российских автомобилей. Чудес на свете не бывает. По данным ФТС, экспортные поставки легковых машин за 2015 г. упали до 97,4 тыс. ед. (-23% к АППГ). Экспорт в страны дальнего зарубежья вырос до 11,3 тыс. ед. или в 2,5 раза, зато продажи в СНГ снизились до 86 тыс. ед. (-30%). Экспортные поставки грузовиков тоже упали до 20 тыс. ед. (-9%). Эксперты считают, что в нынешней ситуации не обойтись 3,3 млрд руб., заложенными в этом году на господдержку экспорта ТС.
Увы, девальвация рубля отнюдь не способствовала росту экспортных поставок отечественных автомобилей. Спрос на Лады и Уазы упал на ключевых рынках Казахстана и Азербайджана, а часть продаж перетянули на себя перекупщики автомобилей из стран СНГ.
В 2015 г. экспорт АвтоВАЗа упал до 19,5 тыс. ед. (-58% к АППГ). Хотя автогигант сумел увеличить продажи в страны дальнего зарубежья почти вдвое - до 7,7 тыс. машин, его основные потребители в СНГ охладели к Ладам. Экспорт Джи Эм-АвтоВАЗа тоже упал до 2,4 тыс. ед. (-40%), а УАЗа - до 4,8 тыс. ед. (-24%)
Получше шел экспорт грузовиков. КамАЗ поставил в СНГ 4,2 тыс. машин (-20%), а в страны дальнего зарубежья - 1,6 тыс., т. е. вдвое больше прошлогоднего. В итоге общие продажи КамАЗа за рубеж достигли 5,8 тыс. грузовиков (-4%). Уральский автозавод смог нарастить экспорт до 2,3 тыс. машин (+15%). По группе ГАЗ данные не обнародованы.
Тем временем правительство принципиально согласовало выделение 5 млрд руб. на субсидирование перевозок экспортных машин по России. Напомним, Дмитрий Медведев еще летом 2015 г. призывал автопроизводителей воспользоваться девальвацией рубля в экспортных целях, а 22 января на совещании по развитию автопрома подчеркнул, что нужно более внимательно анализировать экспортные возможности.
Эксперты же считают, что экспорт не может играть ключевую роль в восстановлении российского автопрома. Ведь из-за высокой волатильности рубля выстраивать экспортную стратегию сложно.
С предприятий тем временем приходят плохие вести: СМИ сообщают, что АвтоВАЗ снизит зарплаты сотрудникам на 20% и может уволить около 2 тыс. человек. А старейший российский автозавод ЗИЛ, в феврале отмечающий вековой юбилей, вот-вот прекратит существование. Кому наращивать поставки за рубеж?