24.02.2016
Автошколы РФ на холостом ходу
Все меньше россиян могут позволить себе машину, новые права им ни к чему
В 2015 г. в России выдано водительских прав на 22% меньше, чем в предыдущем докризисном году. Не удивительно: в 2015 г. в ГИБДД зарегистрировано около 1 млн машин, тогда как в 2014 г. - 2,3 млн. Из-за кризиса рухнули продажи автомобилей, и резко убыло число желающих получить права. Чтобы удержаться на плаву, учебные заведения снижают цены на 30-40%, главным образом за счет качества. А что делать?
По данным ГИБДД, в 2015 г. водительские права получили 1,87 млн человек или на 600 тыс. меньше к АППГ. Из них 1,3 млн граждан получили удостоверения категории B (легковые автомобили), 161,4 тыс. - категории С (грузовики), 58 тыс. граждан - категории А (мотоциклы), 61 тыс. - категории М (мопеды или скутеры). Для сравнения: в 2010-2013 годах удостоверения получали ежегодно 2,1-2,3 млн граждан, в 2014 г. - 2,46 млн.
По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, рынок автошкол просел примерно на 1/5 из-за экономического кризиса. Но снижение цен на обучение не выход. В Москве, к примеру, уже можно обучиться на права категории B за 25-30 тыс. руб., вместо докризисных 40-45 тыс. руб. Гендиректор столичного колледжа N21 Борис Багдасарян отметил, что конкуренты жалуются на кризис и демпингуют за счет сокращения часов обучения, что совершенно неправильно. Проблему демпинга и снижение качества обучения признают и в ГАИ.
Глава совета директоров региональных автошкол в Челябинске Андрей Николаев сообщил, что цены упали примерно на 40%, в среднем с 30 тыс. руб. до 18 тыс. Раньше курсанты брали небольшой кредит на машину, учились спокойно 3 месяца. Теперь покупка машины откладывается, соответственно желания тратиться на учебу нет.
Средняя стоимость обучения в екатеринбургских автошколах сегодня снизилась до 22 тыс. руб., а количество желающих получить водительские права на Урале сократилось на четверть. Некоторые автошколы задумались о закрытии.
Тем временем авторынок продолжает падать, а цены на новые машины – расти.