23.03.2016
Бомбилы недодают бюджету 7 миллиардов
Аналитический центр при российском правительстве провел исследование сегмента такси на рынке городского общественного транспорта, сегодня насчитывающего армию из 338 тыс. легально работающих таксистов. А ежегодная теневая выручка на этом рынке доходит до 116 млрд руб.
За последние 5 лет рынок такси в стране вырос более чем на 85%, а количество автомобилей здесь увеличилось более чем на 20%. Потребители отметили удобство и простоту заказа такси, снижение времени его ожидания и доступные цены на услугу.
Субъекты не ограничивали числа выдаваемых разрешений и не вводили мер по регулированию тарифов, благодаря чему росла здоровая конкуренция на этом секторе рынка. Только за 5 лет число юридических лиц, оказывающих услуги извоза, выросло более чем вдвое.
Сегодня в России выдано около 457 тыс. разрешений на таксомоторные перевозки. В стране работает около 338 тыс. легально работающих таксомоторов. Их выручка составляет 441 млрд руб., что ежегодно приносит в казну 26,4 млрд налоговых поступлений.
При этом не менее 26%, а в некоторых регионах и 50–60% рынка приходится на долю нелегалов. Объем теневой выручки доходит до 116 млрд руб. в год, а бюджет недосчитывается 7 млрд руб. налогов. В основном бомбилы подрабатывают в свободное от основной работы время. Но немало таксистов, имеющих разрешения, но скрывающих прибыль и не выплачивающих налоги.
Появление агрегаторов такси изменило механизм распределения заказов. Заказчики могут теперь сами выбрать изо всех доступных автомобилей. Благодаря оптимизации внутренних затрат на колл-центры и диспетчеризацию, сокращению холостого хода, времени простоя и затрат на бензин поездки стали обходиться дешевле. С 2011 г. количество автомобилей, подключенных к системе Яндекс.Такси, выросло в стране с 1 тыс. до 40 тыс. Компания Gett имеет свыше 36 тыс. подключенных водителей такси. Появляются новые агрегаторы.
Тем временем Госдума грозится увеличить штрафы для нелегальных таксистов, а депутат Вячеслав Лысаков предлагает ввести для них патентную систему с ценой разрешения, не превышающей 10–15 тыс. руб. Это могло бы заметно увеличить занятость и налоги.