06.06.2016
МВД намерено участвовать в диагностике российского автопарка
На regulation.gov.ru МВД разместило пакет поправок к законам о ТО и об ОСАГО. Документ предлагает с 1 января 2017 г. передать Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации) функцию по контролю фирм-операторов техосмотра, сегодня вверенную Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Поправки вводят обязательные выездные проверки с участием представителей МВД оборудования для диагностики ТС, которое сегодня никто не проверяет.
Напомним, в 2012 г. из-за высокой коррупции в ГИБДД российский премьер Дмитрий Медведев инициировал передачу функции ТО в РСА. Проверять ТС стали частные компании, аккредитованные в РСА, и владельцы смогли проходить ТО у своего автодилера. Талоны техосмотра заменили диагностическими картами, а страховщиков обязали проверять их при выдаче полиса ОСАГО. Ведь именно в их интересах исправность ТС, гарантирующая более безопасную езду, а значит, прибыльность страхового бизнеса.
Как говорится, гладко было на бумаге: в том же 2012 г. операторы пожаловались властям на то, что более 90% автовладельцев вообще не проверяют ТС, поскольку страховщики незаконно продают полисы вместе с диагностическими картами.
По данным ГИБДД, в январе-апреле в стране из-за отказа тормозов, рулевого управления и прочих неисправностей произошло 1,1 тыс. ДТП, что вдвое больше АППГ. В марте проблема обсуждалась на заседании госсовета по безопасности дорожного движения, по итогам которого вышло поручение президента: до 15 июня установить государственный надзор за ТО.
В МВД считают, что РСА занимается аккредитацией формально, а производственные аспекты деятельности операторов остаются вне сферы контроля. В результате потребители получают некачественную услугу, а между операторами идет недобросовестная конкуренция. Все чаще владельцы получают карты без ТО. Происходит дискредитация самого института технического осмотра. Тем временем Росаккредитация, в отличие от РСА, наделена достаточными полномочиями, чтобы проводить плановые и внеплановые проверки.
Гендиректор союза операторов техосмотра Техэксперт Сергей Зайцев заявил, что по оценкам союза, всего около 20% водителей сегодня проходят техосмотр, и то не всегда качественный. Распространение диагностических карт фактически вышло из-под контроля РСА. Это, кстати, стало косвенной причиной распространения фальшивых полисов ОСАГО. Из 3,8 тыс. аккредитованных фирм около 3 тыс. является так называемыми портфельными операторами, существующими лишь на бумаге. Логично, если аккредитацией будет заниматься федеральное агентство. Но в идеале нужно создать профессиональный союз операторов с надзором МВД.