02.08.2016
Ъ: минтранс и Автодор планируют вложение 7 триллионов в скоростные платные трассы
Согласно долгосрочной стратегии минтранса РФ и ГК Автодор, к 2030 г. в Центральном регионе РФ, Сибири и на Урале длина высокоскоростных платных автодорог вырастет с 5 тыс. км до 20 тыс., на что потребуется около 7 трлн руб. Сумма немалая, особенно учитывая экономический кризис в стране. Но минтранс рассчитывает, что 30-50% этой масштабной программы профинансируют частные инвесторы.
Впервые в стране создан столь долгосрочный документ, который разрабатывался в течение нескольких лет. Правительство должно утвердить стратегию до конца года. Отметим, что сегодня в стране действуют целевая программа Развитие транспортной системы России, программа деятельности Автодора до 2020 г. и частично Транспортная стратегия России до 2030 г. Все эти документы предполагают реконструкцию уже существующих магистралей, но не строительство новых.
Тем временем в дорожном хозяйстве РФ копятся проблемы. Основные грузовые потоки страны замкнуты на Московский регион, почти треть дорог эксплуатируется с превышением нормативной загрузки. Россия ежегодно несет экономические потери из-за несоответствия автодорог потребностям экономики в объеме 2-3% ВВП.
Авторы проекта рассчитывают, что на 1 этапе, до 2020 г., 30% необходимых средств предоставят инвесторы, а после 2020 г. их доля вырастет до 50%. При этом ежегодно будет вводиться около 1 тыс. км трасс, на что из бюджета потребуется 350 млрд руб. Автодор уже ведет переговоры с китайскими инвесторами по финансированию транспортного коридора Европа-Западный Китай. В России он пройдет из Санкт-Петербурга через Казань к границе с Казахстаном.
До 2020 г. планируется завершить уже начатые трассы М11, ЦКАД и приступить к строительству дублера М7 Москва-Казань. Всего в этот период должно быть построено 3,6 тыс. км платных скоростных дорог. В 2021-2030 годах намечено построить еще около 14 тыс. км трасс, включая второй участок ЦКАД, дороги Екатеринбург-Великие Луки, Казань-Екатеринбург, Сочи-Новороссийск, Челябинск-Екатеринбург, Ижевск-Пермь. После 2030 г. должны быть построены трассы Красноярск-Владивосток, Пермь-Томск и др.
Авторы проекта подчеркивают, что протяженность платных скоростных дорог в России составляет лишь 5 тыс. км или 0,3% от всех отечественных трасс общей длиной 1,1 млн км. Тогда как во Франции их доля составляет 1,17%, в Германии - 1,99%, в Китае - 2,27%, в США - 3,98%. Неплохо бы сопоставить реальные доходы российских и американских автомобилистов, которые оплачивают проезд по этим трассам.
Впрочем, у экспертов большие сомнения по поводу 30-50-процентного вклада частных инвесторов в проект. Госбюджет же пока лишь сокращает расходы.