11.02.2019
Впервые за несколько лет россияне взяли меньше автокредитов
По информации 4,2 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), во 2 полугодии 2018 г., впервые за несколько лет, рост выдачи автокредитов фактически прекратился.
По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, несмотря на то, что в 2018 г. автокредитование выросло и, по сути, вернулось на докризисные уровни 2014 г., вторая половина года свидетельствует о наметившейся стагнации данного сегмента розничного кредитования. В первую очередь, это связано с окончанием ряда госпрограмм льготного автокредитования, оказывавшего высокий уровень поддержки автомобильной отрасли. В результате, впервые за несколько лет доля кредитных автомашин в структуре продаж упала во 2 полугодии ниже 50%. Первый квартал 2019 г. покажет, насколько стойкой окажется тенденция по сокращению темпов автокредитования.
В июле-декабре 2018 г. в кредит было куплено 420 тыс. автомобилей (-0,1% к АППГ), тогда как еще в 1 полугодии рост выдачи автокредитов составлял весомые 26,5%. По данным аналитического агентства Автостат, продажи новых легковых автомобилей тоже снизились: в 1 полугодии рост авторынка составлял 16,6%, а во 2 полугодии – лишь 8,4%.
На фоне сокращения господдержки льготного кредитования впервые за последние годы снизилась и доля кредитных автомобилей в структуре продаж. Так, доля всех автомобилей, проданных в кредит во 2 полугодии 2018 г. составила 47,46% (51,53% в АППГ).
Из 20 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов, наибольшие потери зафиксированы в Удмуртской Республике (-10,8%), Самарской области (-9,6%), Республике Татарстан (-7,8%), Нижегородской области (-6%) и Пермском крае (-4,6%). Заметнее всех выдача автокредитов во 2 полугодии 2018 г. росла в Кемеровской (+30,8%) и Свердловской (+14,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (+11,4%), Воронежской (+7,9%) и Оренбургской (+7,6%) областях (см. таблицу 2).
Исполнительный директор аналитического агентства Автостат Сергей Удалов отметил, что российский авторынок второй год подряд демонстрирует двузначный рост, но во 2 полугодии 2018 г. его темпы заметно снизились. Одной из причин снижения темпов рыночного роста стало сокращение объемов господдержки льготного кредитования. Но, несмотря на замедление темпов роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика.