19.04.2019
Легендарной вазовской «копейке» стукнуло 49 лет
Сегодня, 19 апреля, исполнилось 49 лет со дня, когда с главного конвейера Волжского автозавода сошел самый первый серийный ВАЗ-2101 Жигули, к которому прочно прилипло народное прозвище «копейка». Прототипом модели был Фиат 124, но масса переделок и модернизаций не позволяет считать эту заслуженную советскую машину лицензионной копией.
Копейка дала толчок развитию экономики всей страны. Тольяттинский автогигант загрузил многие отрасли промышленности РФ. Были построены заводы по выпуску высокооктанового бензина и качественных масел, триплексных стекол, новых сортов антифризов, введены новые производственные мощности по изготовлению шин, резино-технических изделий, подшипников, электроприборов, пластмасс и т. д. Появилась сеть АЗС, магазинов запчастей, автошкол и проч.
Что же касается российского автопрома, техническими новшествами, не встречавшимися до этого на серийных отечественных машинах, были система охлаждения «копейки» с расширительным бачком, 2-контурная тормозная система и дисковые тормоза, пружинная задняя подвеска. ВАЗ-2101 лидировал по комфорту, пуску двигателя в мороз, теплу в салоне. Водителям уже не нужно было сливать зимой воду из двигателя, шприцевать масленки, менять масло каждые 4 тыс. км. Увы, позднее качество Жигулей заметно ухудшилось.
Жизненный цикл легкового заднеприводного седана ВАЗ-2101 длился 14 лет: с 1970 по 1984 годы. За это время в Тольятти было выпущено почти 5 млн машин. Копейка стала самым долговечным автомобилем в истории советского и российского автопрома.