1 марта 2010 года завершилась реструктуризация задолженности группы ГАЗ перед банками на общую сумму 39,3 млрд руб. Компания заключила кредитные договоры с банками на пять лет с отсрочкой выплаты основного долга на два года и отсрочкой выплаты по процентам на шесть месяцев. Агентом по кредиту и организатором синдиката банков-кредиторов группы ГАЗ выступил Сбербанк России, агентом по документации стал Райффайзенбанк.
Госгарантии, полученные группой ГАЗ в феврале 2010 года, составили около 20 млрд. руб. Государственными гарантиями будет обеспечено 50% кредита, оставшаяся часть долга обеспечивается залогом группы ГАЗ.
Успешное завершение процесса реструктуризации долга группы ГАЗ – уникальный в российской и мировой практике пример взаимодействия банковской сферы, государственной власти и промышленности, направленный на антикризисное восстановление и дальнейшее развитие реального сектора экономики.
Реструктуризация задолженности компании стала итогом беспрецедентной работы: процесс формирования синдиката кредиторов, согласования условий и оформления документации длился с марта 2009 года. Синдикат иностранных кредиторов поменял юрисдикцию соглашения с британской на российскую и перевел задолженность компании из валюты в рубли. При подготовке реструктуризации банки-кредиторы имели возможность детально изучить перспективы компании, оценить жизнеспособность ключевых инвестиционных проектов, под которые и были получены кредиты. Был проведен независимый анализ идеологии производственных процессов, эффективности системы качества, управленческих практик, технологических ресурсов, параметров финансовой модели.
Группа ГАЗ выполнила свои обязательства перед банками по повышению эффективности бизнеса: во второй половине 2009 года ключевые предприятия компании вышли на безубыточный уровень, производительность труда выросла в два раза. В 2009 году предприятия компании снизили переменные производственные расходы в среднем на 25%, объемы незавершенного производства – на 50%, запасы готовой продукции – на 68%, коммерческие расходы – на 51%, управленческие расходы – на 48%, запасы товарно-материальных ценностей – на 28%.
В 2009 году компания внедрила новую систему качества, выпустила новый модернизированный коммерческий автомобиль «ГАЗель-Бизнес», продолжала работу над проектом по запуску производства современной линейки средних дизельных двигателей 530 семейства, расширила модельный ряд большегрузных автомобилей, дорожно-строительной техники. Завершение реструктуризации позволит группе ГАЗ продолжить модернизацию производства, обновление модельного ряда, улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности на автомобильном рынке.
Справка:
Консорциум кредиторов группы ГАЗ, принявших участие в реструктуризации – это 22 российских и зарубежных банка: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО ГПБ, ЗАО АКБ «Абсолют Банк», ОАО «Альфа-банк», ЗАО КБ «Гарантии Банк - Москва», ЗАО «Кредит Европа Банк», ОАО «Банк Петрокоммерц», ОАО «Уралсиб», ЗАО «ЮниКредит Банк», ЗАО «Райффайзенбанк», ООО «Барклайс Банк», ЗАО «Королевский Банк Шотландии», ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток», ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)», ОАО «Сведбанк», Commerzbank AG, Natixis, Credit Suisse Int., Erste Group Bank AG, Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Limited, Nomura International plc.
Заемщики: ОАО «ГАЗ», ООО «АЗ ГАЗ», ОАО «ЯЗДА», ОАО «Автодизель», ООО «ПАЗ», ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ», ОАО «АЗ «Урал»», ООО «Грузовые автомобили – Группа ГАЗ».
Поручители: ОАО «ГАЗ», ОАО «АЗ «ГАЗ»», ОАО «АЗ «Урал», ООО «ПАЗ», ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗДА», ОАО «ЯЗТА», ОАО «Павловский автобус», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «ТВЭКС», ООО «Спецтехника – Группа ГАЗ», ОАО «УМЗ», ООО «ТЗК ГАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ», ООО «ТК «ЯрДизель», ОАО «ГолАЗ», ООО «Ликинский автобус», ООО «Административный комплекс», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Автоэкспо-45».
Залогодатели: ОАО «ГАЗ», ООО «АЗ «ГАЗ»», ОАО «АЗ «УРАЛ», ООО «ПАЗ», ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗДА», ООО «ЯЗТА», ООО «ТЗК ГАЗ», ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «Ликинский автобус», ОАО «ГолАЗ», ООО «Административный комплекс», ЗАО «ГАЗ-Резерв».
Реструктуризация задолженности группы ГАЗ проводилась при участии министерства экономического развития РФ, министерства промышленности и торговли РФ, министерства Финансов РФ, правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.
Активная поддержка процессу реструктуризации была оказана со стороны глав регионов присутствия компании: губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова.
Координатор сделки – корпорация «Русские машины» (основной акционер группы ГАЗ).
02.03.2010