14.04.2011
В апреле на заводе прошла негромкая дата – ровно 16 лет назад началась подготовка производства для выпуска подкатных тележек для прицепной техники.
Производство собственно прицепной техники на заводе освоено еще в середине 80-х годов. Подкатные тележки и опорные устройства для выпускаемых полуприцепов-цистерн поставлялись тогда Красноярским заводом автоприцепов. Но к 1995 году этот завод прекратил свое производство, так и не оправившись от экономических потрясений.
Поэтому выбора у завода не было: необходимо было создавать подкатные тележки самим, иначе был риск потерять свою нишу на рождающемся рынке автотехники.
Освоение выпуска подкатных тележек сыграло для Нефтекамского автозавода весьма важную роль. Ведь теперь можно было производить собственный продукт – прицепы и полуприцепы самого различного назначения.
В 1998 году был разработан и утвержден «Типаж полуприцепов производства ОАО «НефАЗ», в который вошло 15 базовых моделей: цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, сырой нефти, битума; полуприцепы грузовые, тентованные, для штучных упакованных грузов, изотермические для перевозки продуктов, а также самосвальные.
Мощность тягачей, выпускаемых ОАО «КамАЗ», все возрастала, и это стало причиной последующей модернизации подкатных тележек. Были применены новые решения по осям, колесам, ступицам, тормозам.
Так впервые была применена тормозная антиблокировочная система производства фирмы WABСO – это практически компьютер, который, считывая сигналы с датчиков скорости на каждом колесе и управляя модуляторами тормозной системы по определенному алгоритму, предотвращает срыв тормозов автомобильной техники в юз, то есть потерю устойчивости и управляемости автомобилем в момент торможения.
В 1998 году на заводе появился первый полуприцеп с подкатной тележкой, тормоза в которой были сертифицированы в соответствии с Правилами ЕЭК ООН.
Сертификация автотехники предусматривает ряд сложных испытаний, которые проходят на автополигоне ФГУП НИЦИАМТ в г. Дмитрове.
Вот, для иллюстрации, один из этапов испытаний. Дорожное полотно, выложенное идеально отшлифованной базальтовой плиткой, заливается водой, коэффициент сцепления с дорогой при этом уменьшается, что создает эффект гололеда. Автомобиль с прицепом разгоняется с горы, заезжает на эту полосу и начинает торможение. Если вынесло за пределы полосы – этап не сдан. Наша техника прошла данные испытания без сучка без задоринки.
Сертифицирование тормозных систем нашей техники в соответствии с Правилами ЕЭК ООН стало шагом, который открыл новые широкие перспективы для создания прицепной и полуприцепной техники.
Таким образом, в тяжелейшие 90-е годы на НефАЗе было создано производство нового вида техники, востребованной на российском рынке.
Исходя из специфики наших дорог, в России много используется внедорожной техники, поэтому возникла необходимость проектирования полуприцепов для полноприводных автомобилей. А к ним, естественно, нужна соответствующая тележка.
Важным этапом стало создание полуприцепов-самосвалов грузоподъемностью до 30 т.
Поскольку появились более мощные тягачи, началось освоение и полуприцепов-цистерн объемом до 30 куб. м. Соответственно, стали нужны более мощные оси и подвеска. И была разработана конструкция новой четырехрессорной подвески и осей с осевой нагрузкой до 10 т.
На следующем этапе была разработана подвеска и тормозная система прицепов полной массой 20 т с применением тормозов КамАЗ-6520.
Шло освоение техники на импортных комплектующих: это рессорные двухосные агрегаты немецкого производства. Первый опыт по применению агрегатов фирмы SAF был у нас в 1996 году, тогда было изготовлено около 50 штук, и они себя хорошо зарекомендовали. Мы вновь вернулись к этой теме, и на нынешнем этапе на полуприцепе-самосвале устанавливаем двухосный агрегат тоже немецкой фирмы BPW.
Рынок потребовал полуприцеп на пневмоподвеске. Мы «скрестили» комплектующие заводов SAF и Weweler, и появился новый прицеп, трехосный, с нагрузкой на каждую ось по 9 т, общей грузоподъемностью 27 т.
Далее с применением 3-х-осной подвески был разработан полуприцеп-самосвал грузоподъемностью до 30 т.
Таким образом, следуя спросу рынка, а зачастую и опережая его, Нефтекамски автозавод разрабатывал и готовил самые различные модели и модификации прицепов и полуприцепов.
В связи с возросшими объемами производства осей полуприцепов была разработана, изготовлена и установлена конвейерная линия по сборке осей, которая оснащена современными инструментами и оборудованием для сборки и для диагностики датчиков АБС.
С целью повышения качества выпускаемой продукции на конечном этапе производства прицепной техники планируется в скором времени установка обкаточного и тормозного стендов.
Грузоподъемность выпускаемой НефАЗом автотехники продолжает увеличиваться. Это требует применения более энергоемких тормозных систем, над которыми мы сейчас работаем. Идет развитие антиблокировочной системы – вводится электронная тормозная система, которая предотвращает опрокидывание прицепа при исполнении сложных маневров, таких, как поворот.
Специальные датчики определяют положение кузова, они передают данные на бортовой компьютер, который при превышении допустимых параметров начинает выводить автомобиль из этого положения, попеременно притормаживая то одни, то другие колеса.
Это уже новый этап в разработке тормозных систем.
Подводя итог, можно констатировать, что производство ходовых тележек во многом способствовало тому, что в конце 90-х завод быстро вышел из кризиса.
Сегодня Нефтекамскому автозаводу принадлежит порядка 40 процентов российского рынка в сегменте емкостно-наливной техники и порядка 8 процентов – в сегменте бортовой прицепной техники. Поэтому скромная дата со дня начала выпуска подкатных тележек должна занимать в череде заводских событий достойное место.
14.04.2011