14.07.2021
Автомобили могут подорожать из-за внедрения платформы Автодата
Участники российского рынка прогнозируют рост цен на автомобили из-за внедрения платформы Автодата. По проекту ГОСТа, состав передаваемых сведений ничем не ограничен. Так, информация о водителях и пассажирах создаёт риски утечки персональных данных. Но главное, имеющееся сегодня у автопрома оборудование не справится со сбором оперативных данных. А дополнительные затраты по обыкновению лягут на плечи потребителей.
По ГОСТу «Платформа Автодата. Состав данных» закреплён перечень информации, собираемой с ТС. Данные в систему должны поступать от органов власти, автопроизводителей, дилеров, управляющих компаний автодорог. В перечне есть технические данные об автомобиле и персональные – о его владельце и пассажирах. Автодата планирует накапливать и хранить сведения о правонарушениях, совершённых с участием конкретного ТС и проч. И без того обширный список может пополняться.
Объединение автопроизводителей России» (ОАР) направило в Росстандарт обращение, в котором говорится, что внедрение платформы ведёт к удорожанию автомобилей и создаст угрозу для утечки персональных данных. Можно будет идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, возникнут риски раскрытия данных о передвижениях физических и юридических лиц.
В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) согласны, что в предлагаемом варианте ни законопроект, ни ГОСТ утверждать нельзя. В мировой практике аналогичные проекты реализуются, как правило, на добровольной основе, с конкретными целями и задачами, детальными техническими требованиями и вниманием к защите персональных данных и кибербезопасности.
По словам исполнительного директора аналитического агентства Автостат Сергея Удалов, спор идёт за коммерциализацию данных от автомобилей. Сейчас проекты вокруг них на цены почти не влияют, но если речь идёт об обязательстве автоконцернов создать структуру отслеживания телематики по всему парку, неизбежно возникнут новые затраты, которые будут переложены на покупателей машин.
Производители настаивают, что сами по себе данные почти ничего не стоят: выгоду может получить только Автодата. В др. странах сходные платформы не связаны с государством и покупают данные у автопрома. Тут же разработчики хотят получить информацию безвозмездно.
В минпромторге отметили, что сегодня идёт обсуждение и согласование позиций, а сам ГОСТ пока считается только проектом.