В стратегические планы АВТОВАЗа на ближайшее время входит задача увеличения экспортных поставок до 30% от общего объема выпуска автомобилей и машинокомплектов LADA. Об этом было заявлено Президентом группы АВТОВАЗ Владимиром Артяковым на пресс-конференции после проведения общего годового собрания акционеров завода в конце мая.
По данным аналитического агентства
"АВТОСТАТ" к началу лета 2007 года суммарные экспортные поставки готовых автомобилей составили ровно 7 млн. автомобилей. А с учетом отправки за рубеж разобранных серий (машинокомплектов) цифра вазовского экспорта приближается к 7,5 млн. машин.
Как гласят страницы истории АВТОВАЗа, первая партия автомобилей "Жигули" была отправлена из Тольятти на экспорт 21 февраля 1971 года. Первой страной принявшей вазовские машины стала Югославия. Уже к концу лета 1971 года тольяттинские автомобили смогли увидеть и жители капиталистической Европы. 30 июля партия из 32 сигнальных образцов "Жигулей" отправилась в Бельгию, Голландию и Финляндию. Они предназначались для дорожных испытаний и ознакомления широких кругов автолюбителей с новым видом массового советского автомобиля. В сентябре 1971 года автомобили "Жигули" были представлены сразу на четырех международных выставках, ярмарках и автосалонах в Лейпциге, Пловдиве, Брно и Загребе.
Тогда же, Волжскому автозаводу пришлось менять имя "Жигули" на экспортное наименование LADA, как более благозвучное в ряде европейский языков. Кстати, по итогам 1971 года в экспортном исполнении было выпущено 58,2 тысячи автомобилей, что составило треть от общей программы сборки. В дальнейшем доля экспорта в производственной программе автозавода выросла еще больше - в среднем до 40%. Пиковым в этом направлении стал 1979 год, когда за границу было отправлено 318 из 712 тысяч вазовских малолитражек, что составляло почти 45% от общего объема.
В 1973 году тольяттинские малолитражки впервые увидели американцы. В мае того года "Жигули" были представлены на международном автосалоне в Нью-Йорке. Еще через год вазовские малолитражки появились в Англии. Специально для этого, и ряда других рынков весной 1974 года АВТОВАЗ начал выпуск автомобилей с правым расположением руля.
Директор аналитического агентсва "АВТОСТАТ" Сергей Целиков отмечает, что до начала 90-х годов поставки в Прибалтику, республики Средней Азии, Грузию, Армению, Азербайджан, Украину, Молдавию и Беларусь не считались экспортом. Так что, не мудрено, что из 25 миллионов выпущенных на АВТОВАЗе автомобилей за пределами России осталось значительно больше, нежели 7,5 миллионов автомобилей LADA.