09.08.2012
Либерализация техосмотра: кому выгодно?
Недавно утверждены новые поправки к «Закону о техосмотре». Кажется, что радости российских автовладельцев не должно быть предела: при определенных условиях можно вообще не проходить техосмотр. Однако государство – это отлаженная коммерческая структура…
На первый взгляд, автовладельцы победили и не могут упрекать власть в этом вопросе в неприкрытом рвачестве. Цены на техосмотр остались демократичными, госпошлину отменили, талон отменят к 2015 году, да и сейчас его может заменить диагностическая карта. Государство берет себе лишь налоги, что до определенного предела не очень волнует налогоплательщиков. Казалось, что проще – пройти процедуру и получить полис ОСАГО. Более того, после ратификации думских поправок и можно вовсе забыть о пунктах техосмотра, достаточно получать документ с отметкой уполномоченного дилера согласно регламенту техобслуживания для конкретной марки автомобиля и раз в год посещать страховую компанию.
На первый взгляд схема весьма привлекательна. Вопрос, для кого. К системе регулярного техобслуживания у официальных дилеров привязаны автовладельцы, боящиеся потерять гарантию (как правило, трехлетнюю) и купившие машину в кредит (тоже обычно трехлетний). Тем и другим приходится безальтернативно платить выставленные дилерами суммы. При 15-30 тысяч км пробега на ТО-1 и ТО-2 они не так велики (например, для популярного Рено Логана – около 10 тысяч рублей за оба, включая расходники). При увеличении пробега суммы растут. На 60-й тысяче обладатель бюджетной машины должен будет отдать около 14 тысяч рублей, владелец авто гольф-класса – куда больше.
Некоторые поправки к закону кажутся направленными на возврат автовладельцев, которые по истечении гарантийного срока предпочитали уходить к недорогим, но качественным «неофициалам», официальным дилерам. По некоторым сведениям, которые дилеры раскрывают крайне неохотно, от официалов уходит 60-80% постгарантийных клиентов и многие страховые компании. Застрахованную постгарантийную машину предпочитают направлять на ремонт к неофициальным дилерам.
Время принятия закона и дополнений выбрано не спонтанно, в чем видится их лоббирование представителями автопроизводителей и импортеров. Взлет автопродаж в посткризисное время пришелся на 2010 год (в 2009 году – 1 465 742 легковушки, включая коммерческие, в 2010 – 1 912 794, в 2011 – 2 653 408). Им всем предстоит техосмотр в 2012 – 2014 годах. Еще лучше, с точки зрения авторов закона и поправок, не проходить, а продолжить сервисное обслуживание у официальных дилеров. Качество такого обслуживания достаточно высоко, как и вероятность, что с машиной после поверки ничего не случится. Однако и выручка от сервисного обслуживания – куда больше, чем от простого техосмотра, и налоги.
Так, с одного техосмотра проданных в 2010 году 62 862 Логанов в 2013 году при средней стоимости техосмотра в 700 рублей дилеры могут выручить порядка 45 млн рублей без учета издержек и налогов. При прохождении ТО после 60 тыс. км владельцы Логанов должны будут заплатить за работу и запчасти 880 млн рублей, с которых государству также полагается налог.
Владельцы постгарантийных автомобилей оказались перед выбором – обслуживаться в «серой» зоне и затем приезжать на техосмотр к официалам, что однозначно выгоднее или соглашаться, по сути, на дилерское «крышевание». Впрочем, немногочисленный средний класс, скорее всего, будет продолжать избавляться от трехлетних автомобилей, покупать новые и не иметь лишних проблем и лишних трат. Стимулирование покупки новых машин также, похоже, вписывается в далеко идущие планы нового закона. А проблемы с техосмотром волновали и будут волновать только тех, кто покупает авто раз и навсегда.