15.01.2020
Российский авторынок упал на 2,3%
Но Мерседесы с БМВ нарасхват
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в 2019 г. в стране было продано 1,76 млн новых автомобилей (-2,3%). Падение рынка эксперты связывают с сокращением господдержки автопрома, снижением покупательной способности россиян, ростом цен на автомобили и их содержание. Характерно, что в массовом сегменте спрос замер либо упал, тогда как в премиальном наблюдается бум продаж. Но богатых в стране слишком мало, чтобы остановить падение рынка.
Однако лидер российского автопрома АвтоВАЗ продал в прошлом году 362,4 тыс. Лад (+1%). Неплохо поработал его коллега по альянсу Рено (145 тыс. шт., +6%). Корейский тандем Хендэ (178 тыс. шт., 0%) и Киа (226 тыс. шт., -1%) практически сохранили позиции на падающем рынке. Нарастили продажи Шкода (88,6 тыс. шт., +9%) и легкие коммерческие автомобили ГАЗа (63,9 тыс. шт., +5%). Стабилизировался после падения Датсун (22,4 тыс. шт., +9%), мощно поднялся полностью импортируемый Сузуки (7,7 тыс. шт., +29%).
Заметно упали продажи, казалось бы, незыблемой Тойоты (103,6 тыс. шт., -5%), Фольксвагена (104,4 тыс. шт., -2%), Ниссана (65 тыс. шт., -20%), УАЗа (38,8 тыс. шт., -6%), неглубоко локализованных Мазды (30,6 тыс. шт., -3%) и Мицубиси (40 тыс. шт., -12%), а также полностью импортных автомобилей Субару (7,7 тыс. шт., -4%).
Пока массовый сектор падает из-за снижения покупательной способности россиян, богатые продолжают богатеть и премиальный сектор идет в гору. Продажи Мерседеса-Бенца выросли до 42 тыс. шт. (+11%), БМВ – до 41,5 тыс. шт. (+17%), Ауди – до 16 тыс. шт. (+1%), Вольво – до 8,8 тыс. шт. (+14%), Джипа – до 1,8 тыс. шт. (+4%), Генезиса – до 2,3 тыс. шт. (+24%). Из крупных игроков снизили продажи Лексус (22,4 тыс. шт., -8%), Ленд Ровер (8,7 тыс. шт., -12%), Ягуар (1,7 тыс. шт., -31%) и Кадиллак (975 шт., -17%).
Компании, инвестировавшие миллионы в российские производственные мощности, не надеются на отдачу в этом году.
По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, в наступившем году ожидаются похожие по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 г. составляет 1 млн 720 тыс. автомобилей, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% к уровню 2019 г.