Российское гражданское автомобилестроение обычно является поводом для шуток или различных недобрых высказываний. И этому есть свои причины. Никто не станет утверждать, что автомобили российского производства в чем-то технически могут превзойти модели европейского или японского авто-рынка. Наши машины всегда отличались низкой надежностью, слабыми техническими характеристиками и неприглядной внешностью. Но с далекого 1977 года и по сей день в России производится машина, которая по своим внедорожным качествам превосходит большинство импортных аналогов – это ВАЗ 2121 Нива. Даже сегодня, в Интернете ведется
создание сайтов, посвященных этой модели ВАЗ. За долгие годы эксплуатации эта машина доказала свое превосходство, когда дело касается мест с полным или частичным отсутствием дорожного покрытия.
В 70х годах все внедорожники оснащались подключаемым полным приводом. Единственной машиной с постоянным полным приводом тогда был британский Range Rover. Но на то время это авто не отвечало требованиям потребителя. После своего появления Нива имела множество мировых новаторских решений: независимая передняя подвеска, закрытый металлический кузов, постоянный полный привод, небольшое межосевое расстояние, а главное – доступная цена. Все это вызвало сенсацию и впоследствии множество подражаний со стороны западных производителей. Если поискать в Интернете, то
разработка сайтов, посвященных ВАЗ 2121 на западе, началась уже в 90-е годы. Там же можно найти данные, что в 1978г. Лада Нива получила золотую медаль и была признана лучшей машиной в своем классе на международной выставке в Брно. В октябре 1980г. ВАЗ 2121 получил золото на Познаньской международной ярмарке.
Ниве принадлежит множество мировых рекордов. В 1998г. внедорожник поднялся на высоту 5200 м под Эверестом. В 1999г. Нива побила свой же рекорд, взяв высоту 5726м. на Тибетском плато в Гималаях. В апреле 1998г. ВАЗ 2131 был сброшен с парашютом за полярным кругом, и после преодолел маршрут до Северного полюса и обратно. В Антарктиде на российской полярной станции, где не существует дорог, Лада Нива прослужила 12 лет. Ее эксплуатация происходила при температурах от -54 до +4 градусов. В 1999 и 2000 гг. модернизированная «Лада-Нива-Марш», созданная на базе ВАЗ 2121, дважды покоряла Северный полюс.