Можем ли мы рассчитывать на то, что через несколько лет на российском рынке появятся не только качественные дома из бруса , но и недорогой, но обязательно качественный российский автомобиль? На этот вопрос, наверное, не ответить даже сам Господь Бог, но многие иностранные автопроизводители, когда говорят о российском автопроме, часто заявляют, что "российский автопром – это далеко не гиблое место". Что это означает, каждый может понимать в силу своего разумения, но на сегодняшний день символ советского и российского автопрома "АвтоВаз" стремительно стремится к тому, чтобы закончить свое существование. По крайней мере, в том виде, в котором он до сих пор существовал.
Нет, это вовсе не означает, что "АвтоВаз" закончит свое существование вообще и лет через 15-20 потомки нынешних автолюбителей будут спрашивать своих отцов о том, что же это было такое, о чем они с таким сожалением постоянно вздыхают. Это означает, что время "Жигулей" и "Лад", по крайней мере, в том виде, каком мы их сегодня знаем, вскоре не будет вообще.
Еще полтора года "АвтоВаз" подавал определенные надежды. В состав его учредителей с правом блокирующего пакета вошел знаменитый французский концерн Renault, рассчитывая благодаря этому своему шагу войти в тройку крупнейших производителей автомобилей в мире. Дошло до того, что "Лада" даже стала консолидироваться в отчетности компании. Однако кризис похерил все самые радужные надежды, и Правительство России пошло на беспрецедентные меры, по существу профинансировав долги "АвтоВаза" на сумму в 25 млрд. рублей. Однако ничего не помогло. Сообщалось, что дошло даже до того, что премьер-министр страны Владимир Путин тонко намекнул руководству Renault о том, что автоконцерн должен поучаствовать в инвестициях в волжский автогигант, а коварные французы просто развели руками: "Нет лишних денег, и не предвидится!"
На самом деле Путин просто заявил, что Renault и Nissan должны поучаствовать в помощи "АвтоВазу" и не более, но у французов есть и своя точка зрения на этот счет. Они считали и считают "АвтоВаз" своим стратегическим партнером и по-прежнему заявляют, что готовы к сотрудничеству. Но инвестиции на "АвтоВаз" возможны сейчас только в плане предоставления знаний и наработок французского концерна.
У многих представителей "АвтоВаза" существует предубеждение, что французы пришли в Тольятти специально, чтобы убить известную в России и не только торговую марку. Однако по этому поводу представители Renault говорят, что это глупость, и их глубинное убеждение заключается в том, что Lada должна найти на мировом рынке свое место и занять его в едином альянсе, наряду с Renault и Nissan. Заметим, что и сами россияне очень противоречиво относятся к своей "народной марке". И в этом отношении не только ненависть, презрение, но и любовь, огромное желание, чтобы "над миром взошел", наконец-то, свой российский автомобиль.
Между тем, не надо думать, что подобное лежит где-то в области фантастики. Примерно то, что сегодня происходит с самой популярной российской маркой, всего несколько лет назад происходило с румынской Dacia и чешской Skoda. Сегодня машины под этими марками вполне востребованы.
В планы французов пока входит производство на "АвтоВАЗе" машин Renault, Nissan и Lada на платформе Logan. В планах завода также значится производство собственных автомобилей класса ultra low cost, а также много чего другого. Правда, остряки шутят, что планируется переориентировать тольяттинский гигант на производство электромобилей для детей. Кстати, Logan французы запустили еще лет десять назад и сегодня мечтают о том, чтобы завоевавшая тогда популярность машина повторила успех в случае с "Ладой". Все в мире мечтают создать популярный бюджетный автомобиль, за которым выстроится в очередь не только собственный народ. Есть в этом плане какие-то, хотя бы и минимальные шансы у Lada, покажет время.
Пока же французы считают, что надо дождаться окончания кризиса. После этого имеется очень высокая вероятность того, что под маркой Lada появится автомобиль, "в генах" которого заложено настоящее европейское качество. Это будет недорогой, современный и качественный автомобиль, который, как заявляют в Renault, будет продавать себя сам…