В 2009 – 2010 гг. российская автопромышленность столкнулась с сильнейшим спадом продаж по всем направлениям. Все модели, независимо от цены, стали продаваться намного хуже. Вполне естественно, что большинство потребителей считают причиной такой ситуации пресловутый мировой финансовый кризис. Однако, тот же кризис бушует и в западноевропейских странах. Но в большинстве европейских стран с развитой автомобильной промышленностью уже к концу 2009 году можно было заметить положительные тенденции. В тех же Франции и Германии отмечался солидный прирост продаж по сравнению с 2008 годом. В чем же секрет успеха автопрома в экономически развитых странах на фоне общего спада? Победить кризисные явления в отрасли помогло использование своевременных и грамотных методов стимулирования спроса на автомобили отечественного производства. Многие страны пришли к выводу, что кризис в производстве автомобилей можно победить за счет повышения внутреннего потребления.
Реализовалось это в виде различных программ, предусматривающих выплату бонусов (либо, как вариант, выдачу специальных ваучеров), которые можно было использовать при покупке нового автомобиля, предварительно сдав в утиль старый.
Естественно, что такие выплаты полностью финансировались государством. Безусловно, таким образом создавалась дополнительная (и довольно существенная) нагрузка на бюджет страны, но ведь и эффект был также внушительный.
С одной стороны, государство помогало выстоять ведущим автомобильным концернам в трудный период. Как следствие, сохранялись тысячи рабочих мест, а ведь в условиях глобальных кризисов именно проблема занятости населения имеет первоочередную важность. С другой стороны, вложенные средства все равно со временем возвращаются в государственную казну, ведь за счет роста продаж новых автомобилей растет и сумма налоговых отчислений. Кроме того, обновление автопарка позволит несколько улучшить экологическую ситуацию, ведь новые автомобили выбрасывают в атмосферу на порядок меньше СО, чем двадцатилетние «зубры» автомобильной промышленности.
В нашей стране такая программа несколько позднее, но все же была внедрена. Она будет действовать с восьмого марта по первое ноября 2010 года. Согласно условиям программы, при утилизацию автомобиля, которому больше десяти лет, его владелец станет обладателем специального ваучера на 50 тысяч рублей. Этот ваучер может быть использован при покупке автомобиля отечественного производства (обязательно нового). Согласитесь, при определенных обстоятельствах, подержанный автомобиль действительно выгоднее сдать в утиль и получить свои 50 тысяч, чем пытаться продать его на авторынке или через автоломбард.
Программа предусматривает возможность приобретения с использованием ваучера 66 моделей. Довольно важно, что в этом списке есть как автомобили непосредственно российских концернов, так и произведенные на территории нашей страны иномарки.