03.11.2020
На КамАЗе собран прототип новейшего двигателя стандарта Евро-6
В Научно-техническом центре КамАЗа в рамках проекта Тибет собран первый прототип нового рядного 6-цилиндрового двигателя К-910.40 экологического уровня Евро-6.
В сравнении с предшественниками, перспективное семейство двигателей впятеро сократит выбросы оксидов азота, втрое – твёрдых частиц, в 2,5 раза – аммиака с отработавшими газами. Более жёсткими будут и требования к бортовой диагностике.
По словам главного специалиста по рабочим процессам двигателя Александра Гордеева, переход на новый экологический класс никогда еще не был таким сложным. Путь от Евро-4 к Евро-5 в рамках семейства V8 подразумевал лишь большее снижение выбросов оксидов азота, а выбросы твёрдых частиц, угарного газа, углеводородов оставались на прежнем уровне. Методы испытаний и сертификации были абсолютно одинаковыми и ограничивались лишь стендовыми испытаниями. В новых методиках испытаний появились холодный и горячий циклы, испытания двигателя по всем нагрузочным характеристикам, оценка выбросов вредных веществ в составе автомобиля на дорогах общего пользования в условиях реальной эксплуатации. Кроме самого процесса испытаний двигателя, который уже давно стал самодостаточным инженерным направлением, коллектив ведёт научный анализ данных, выдаёт конструкторские рекомендации.
Сегодня прототип проходит стендовые испытания, идёт адаптация системы EGR (Exhaust Gas Recirculation), отвечающей за возвращение в цилиндры отработавших газов для их окончательного сжигания. Это позволит снизить скорость тепловыделения и образование оксидов азота. Специалисты подчёркивают, что одной лишь системой EGR не удастся достичь требуемых норм по Евро-6, поэтому часть оксидов азота нейтрализуется каталитической системой нейтрализации.
Идёт работа над повышением эффективность нейтрализации отработавших газов, снижением выбросов аммиака, твёрдых частиц с отработавшими газами, оптимизацией рециркуляции отработавших газов, бортовой диагностикой и проч.
Главный специалист по перспективным двигателям Эдуард Алимгулов уточнил, что когда будут адаптированы все компоненты и завершены стендовые испытания, начнутся тесты в составе автомобиля. В планах – закупка портативных средств измерения выбросов вредных веществ, которые установят на грузовик. Запуск двигателя в серийное производство планируется в январе 2024 г., а ещё через год в серию пойдёт сам автомобиль.
Запланирован выпуск целой линейки новых экологичных двигателей рабочим объёмом 13 л мощностью от 420 до 560 л. с. Важно, что для их производства не требуется кардинально перенастраивать имеющуюся производственную линию. Новые компоненты пойдут как дополнительные функции.