09.07.2021
Езда по лужам требует сноровки
Летние ливни опасны для автомобилей: видимость резко сокращается, вода в колеях грозит аквапланированием, а большие лужи из-за плохой ливнёвки становятся озерами. Автомобили, залитые водой по арки колес и выше глохнут. Вот почему так важно правильно преодолевать глубокие лужи.
При езде по лужам уже при скорости в 10 км/ч перед бампером скапливается волна, способная захлестнуть решетку радиатора и попасть внутрь моторного отсека. При 20 км/ч бурун возрастает вдвое, и вода переливается даже через капот.
В итоге теряются государственные регистрационные знаки: ненадежные крепления отламываются при нарастающем давлении. В луже табличку очень трудно отыскать, а без знака ехать нельзя. Это чревато штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев.
При полном погружении воздухозаборника под воду жидкость начинает всасываться через фильтр и быстро наполняет систему впуска. Вода проникает в цилиндр и причиняет работающему мотору сильный вред: она не сжимается во время такта двигателя, отчего нагрузки на поршень и др. механизмы движка многократно возрастают. Ножка шатуна не выдерживает удара и деформируется.
Если она изогнулась сильно, то может упереться в стенку цилиндра, и двигатель заклинит. И это не худший сценарий, т. к. при ремонте мастера обойдутся заменой шатунно-поршневой группы. Но если коленвал продолжит вращаться, юбка поршня ударит в противовесы вала, и шатун оторвётся. Его обломок может повредить блок цилиндра и даже пробить его стенку. Вместе с поршнем мгновенно тормозятся все подвижные части двигателя: обрываются шпильки, деформируется коленвал и т. п.
На внедорожниках во избежание гидроудара трубу воздухозаборника выводят к крыше, чтобы предотвратить попадание в мотор воды. На др. легковых машинах такой подготовки нет, и ездить на них по лужам глубиной выше бампера опасно.
Вода в первую очередь вредит электронике. При попадании воды внутрь моторного отсека она заливает датчики, провода, разъемы, катушки и проч. приборы. К примеру, датчик массового расхода воздуха, хлебнув воды, может перевести мотор в аварийный режим, сопряжённый с повышенным расходом топлива. Нередко брызги попадают в катушки зажигания и распределитель. Возникает риск короткого замыкания. Намокшие катушки и свечи приводят к пропуску зажигания. Мотор троит и трясётся. Несгоревший бензин выбрасывается через клапан в систему выпуска и подрывается в раскаленном катализаторе. Иногда даже раздаются выстрелы с выбросом чёрного дыма.
Даже при небольшом намокании система зажигания неработоспособна. Приходится залезать под капот, вытирать грязь и воду и ждать, пока электрика просохнет и вернёт себе работоспособность.
Ещё хуже приходится генератору и стартеру. Погрузившись в воду, они способны спровоцировать замыкание в катушках и перегореть. Тогда придется вызывать эвакуатор.
Залить можно не только катушки зажигания, но и блок управления двигателем. Если машина сильно разогналась и волна захлестнула капот, то грязные потоки волной струятся по носу и заливают дренаж в основании лобового стекла. Если дренаж заполнен грязью, прошлогодней листвой или просто сломан, вода может перелиться через край лотка. Если герметичность кожуха нарушена, то вода проливается внутрь компьютера и легко выводит электронику из строя. Мотор мгновенно глохнет и не подает признаков жизни. Серьёзного ремонта не избежать.
Чтобы избежать этих проблем, надо проходить лужи не спеша, не гнать волну. При необходимости пуститься вброд, надо посмотреть в техническом описании ТС глубину преодолеваемого брода. Обычно это 300 мм.